1.5. Деление творения в соответствии с кошами

Все существа, от богов до человека, а также другие формы жизни, включая растения, классифицируются на пять категорий в зависимости от преобладания той или иной способности:

1. Существа чистого знания, такие как Брахма, Вишну, Махеш и др.

2. Существа, наделенные веществом разума: Индра и другие божесва, боги, богини, и т. д.

3. Существа, наделенные праническими вибрациями: якши, гандхарвы и другие духи.

4. Физические существа: люди, животные, птицы, рептилии, насекомые и другие.

Создания, наделенные физическими телами, имеют в себе все пять кош, или оболочек, с различной степенью плотности (АНАНД-МАИ, ВИГЬЯН-МАИ, МАНОМАИ, ПРАН-МАИ и АННА-МАИ); те, что наделены праническими вибрациями, имеют только четыре коши, сбросив Анна-маи. Аналогично, создания, наделенные веществом разума, имеют только три коши, сбросив Пран-маи тоже; и, наконец, познающие существа имеют лишь две коши, а именно, Ананд-маи и Вигъян-маи, т.к. они освобождены от оков разума, пран и необходимости в Анна, или продуктах питания.

Таким образом, существует очень близкое соответствие между пятью первичными элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир), из которых созданы тела, и кошами, или оболочками. Фактически, сами коши, в большей или меньшей степени, являются действительным результатом пяти основных элементов и наделяют создания пятью способностями, перечисленными выше.

5. Освобожденная душа (ДЖИВАН МУКТА) имеет лишь прозрачную пелену из Ананд-маи Кош. Дух в его чистой и неподдельной форме — это Создатель, ибо все творение возникает из Него и Он иногда известен как ШАБД БРАХМ. Это — самосветящийся свет, самосуществование и беспричинная причина всего видимого и невидимого. Дух и Бог по своей природе и сущности — одно, т.е. тонкость и блаженство. Это блаженство есть самое первое порождение взаимодействия души и Пракрити, и, будучи первичным проявлением Божественности в душе, остается в своей полноте дольше всего, до конца, несмотря на другие четыре покрова, окутывающие ее и затемняющие ее блеск. Блаженство — существенное и неотъемлемое качество души — присуще самой ее природе. Вот почему ищущая душа вечно чувствует беспокойство, очень сильно ощущая потерю своей сущности в могучем водовороте мира. Именно поэтому Христос многозначительно заявил:

Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

                                                  Лука, 11:35.

Таким образом, потеряв из виду внутреннее блаженство, мы пытаемся найти счастье в мирских объектах и принимаем преходящие удовольствия за настоящее счастье, но очень быстро теряем иллюзии, что ведет к врожденному поиску истинного счастья. Это вечный поиск в душе человека, и от внешних эфемерных и мимолетных удовольствий приходится обратиться внутрь в поисках этого истинного счастья. Это приводит к истокам различных систем йоги, каждая из которых соответствует индивидуальным нуждам ищущего.

1. Люди с грубыми тенденциями и животными инстинктами, заинтересованные только в процессе формирования тела и развития АННА-МАИ АТМА, успешно прибегают к помощи Хатха Йоги.

2. Люди, страдающие болезнями дыхания и желудка из-за расстройства ПРАНА ВАЮ в своем организме, могут побороть их с помощью Прана Йоги.

3. Люди с преобладанием МАНО-МАИ АТМА, страдающие от МАЛ, АВАРАН и ВИКШЕП, то есть ментальных нечистот, невежества и модуляций разума, могут с помощью РАДЖА ЙОГИ побороть их и проникнуть сквозь МАНО-МАИ КОШ.

4. Люди, одаренные сильной интеллектуальностью, вечно заняты поисками “почему” и “откуда”. Таким ищущим подходит путь ВИГЬЯН, или ДЖНАНА ЙОГА.

5. Те, кто стремится освободиться от мира и всего мирского и ищет блаженства ради него самого, встают на путь АНАНД ЙОГИ, или Йоги Истинного Блаженства, называемой СЕХАДЖ ЙОГА.

В Сехадж Йоге ищущий не должен подвергаться никаким суровым тренировкам, характерным для других йог. У него должно быть искреннее и неиссякающее стремление к концу всех концов, цели всех целей, не связанное с развитием только его физических и умственных способностей. И когда существует такое стремление, раньше или позже он найдет, как Рамакришна нашел Тотапури, адепта, который соединит его с живительным потоком жизни внутри, и поток этот своей собственной силой и влечением потянет его вверх без лишней борьбы или усилий с его стороны. Именно это делает ее в определенном смысле самой легкой из всех йог, и часто ее называют СЕХАДЖ ЙОГА (йога, не требующая усилий). Ею могут одинаково легко заниматься ребенок и старый человек, женщина и мужчина; интеллектуал и простодушный; саньясин и семьянин. Она заключается в настройке души на духовный поток, вечно вибрирующий внутри. Отсюда и ее название СУРАТ ШАБД ЙОГА, или Йога Звукового Потока.

После этих предварительных замечаний, мы теперь можем обсудить предмет йоги с ее различными неотъемлемыми частями, как учил Патанджали, чтобы понять роль, которую играет каждая, ее технику, как отрабатывается каждый шаг и насколько йогические упражнения помогают практически в достижении желаемого результата — освобождении души от оков разума и материи, чтобы осознать свою потенциальную природу как отличную от телесного сознания, а затем подняться в Космическое Сознание и далее в Сверх-Космическое Сознание. Именно освобожденная душа должна пережить на опыте “осознание” на различных уровнях, от реализации “Я” до реализации “Космического”, и в конце концов — до реализации “Сверх-Космического”, или Бога.

.

Комментарии отключены.