2.2.4. Пратьяхара, или контроль чувств

(Уход внутрь и абстрагирование)

Это означает изъятие чувств из чувственных объектов. Разум делается чистым практикой яма, нияма и пранаяма, а ПРАТЬЯХАРА дает высшее господство над чувствами. Контроль чувств, поэтому, является главным фактором в йогической науке. До тех пор пока кони чувств не контролируются и не сдерживаются в их сумасшедшей скачке по полям удовольствий и наслаждений, разум, вероятно, не может быть успокоен. Поэтому чувства должны быть убраны с сенсорного плана и защищены от принятия всех внешних впечатлений и влияний. Визуальное восприятие и слух являются двумя основными каналами, по которым мы получаем не менее 88 — 95 процентов наших впечатлений, а оставшиеся 5 процентов или около того приходят от других чувств. Итак, первостепенной важностью является закрытие шлюзов глаз и ушей, чтобы помешать потоку извне войти и наводнить озеро разума. Чтобы решительно закрыть разум от атак чувств, изучающему йогу необходимо удаляться на некоторое время каждый день в “монашескую келью” своего сердца, так как общеизвестно, что мутная вода становится чище сама по себе, если позволить ей отстояться некоторое время.

Можно практиковать пратьяхару (контроль чувств как предварительную стадию для достижения состояния задумчивости, или отвода чувств) с помощью различения и проницательности. Со знанием истинных ценностей жизни мы приходим к игнорированию нездоровой и недостойной пищи, которой иначе потворствуют чувства, и тем самым подходим к контролю вещества разума. Это равносильно нарушению движения чувств в мире с помощью взрыва полей иллюзорных удовольствий силой различения. Пратьяхара очень важна для достижения успеха в йоге. С обращенными внутрь чувствами йог может работать ради сознания внутри себя. Разум становится очищенным благодаря этой практике, вырастает уверенность в своих силах, и это позволяет вести строго аскетическую жизнь.

В Бхагават Гите мы читаем:

Пусть он держит все эти (чувства) сдержанными и концентрируется на Мне; так как тот, кто держит инструменты чувств под своей властью, имеет постоянную мудрость.

Упомянутые выше пять факторов — ЯМА, НИЯМА, АСАНА, ПРАНАЯМА и ПРАТЬЯХАРА — представляют подготовку для прогресса в йоге. Они являются лишь вспомогательными, но не главными элементами йогической системы. Они помогают в очищении тела, пран, разума и ИНДРИЙ.

Теперь мы подходим к непосредственным внутренним средствам помощи в йоге; их три — ДХАРНА , ДХИАН и САМАДХИ, которые образуют АНТАРАНГ САДХНА или внутреннюю дисциплину.

.

Комментарии отключены.