2.2.5. Дхарна, или Самъям

(Поглощенность или концентрация)

Контролируя праны с помощью пранаямы и чувства с помощью пратьяхары, изучающий йогу теперь должен фиксировать свой разум на чем-то. Его можно фиксировать на чем-то внешнем, таком как идол, картина или любой другой вид изображения; или его можно фиксировать на чем-то внутреннем, на каком-нибудь из телесных центров в ПИНД или на какой-нибудь идее, или на каком-нибудь из астральных центров в АНД. Следовательно, дхарна (дхарана) состоит в фиксировании разума на конкретном месте, объекте, идее или центре, как находят удобным. Любой тип дхарны помогает сделать разум устойчивым и полезен по-своему.

1. Дхарна на любое из чувственных восприятий обеспечивает устойчивость разума, собирая его блуждания в фокусе.

а) На кончик носа: это дает опыт ДИВЬЯ ГАНДХ, или божественного аромата. Это называется ВАРТА СИДДХИ.

б) На кончик языка: это дает опыт вкуса эссенции дивья, или божественной материи — манны и нектара. Божественное знание вкуса известно как АСВАДАН.

в) На середину языка: это дает опыт божественного прикосновения, или близости возвышенного присутствия. Божественное знание прикосновения известно как ВИДАНА.

г) На корень языка: это дает опыт звуков дивья, или святой гармонии. Это называется СРАВАНА.

д) На небо над языком: это дает опыт цветов дивья, или составных частей яркости. Это божественное знание зрения называется АДАРША.

2. Дхарна на светящуюся ментальную форму в местонахождении разума. Ее выполняют сначала вдыхая, а потом выдыхая и одновременно думая о перевертывании вверх восьмилепесткового лотоса ниже сердца, лежащего в настоящее время лицевой стороной вниз, а затем фиксируя внимание на сияющем свете в лотосе, через который проходит СУШМАНА или БРАХМ НАДИ.

3. Дхарна на Мастеров-Душ, таких как Будда, Христос или, еще предпочтительнее, на живого Мастера, свободных от всех желаний, также освобождает от всех желаний, умственных привязанностей и от рабства разума и материи.

4. Дхарна или Самъям на внешние объекты: дхарна на небесные тела — Солнце, Луну, планеты и т.д. — дает сверхчувственный опыт, например:

а) На Солнце: это дает знание Брахманда, состоящего из четырнадцати бхаван, или сфер; семи верхних, более высоких миров, или ЛОК (БХУР, БХУВА, СВАХ, МАХА, ДЖАНАХ, ТАПАХ И САТЬЯМ) и семи более низких ЛОК (СУТАЛА, ВИТАЛА, ТАЛАТАЛА, МАХАТАЛА, РАСАТАЛА, АТАЛА И ПАТАЛА).

б) На Луну: это дает знание звезд.

в) На Полярную звезду: это дает знание движения звезд.

г) На слона или ХАНУМАНА: это дает силу и мужество.

д) На форму тела: это вызывает исчезновение самого тела, так как способность понимания приостанавливается и связь между светом и глазами прерывается.

5. Самьям на внутренние центры, “Я” и индрии; дхарна или самъям, может выполняться на что-то вроде добродетелей, на внутренние центры, чакры и нади, например:

а) На НАБХИ, или пупок (МАНИПУРА ЧАКРА) — это дает знание строения тела.

б) На ямку на горле (ВИШУДХИ ЧАКРА) — это дает освобождение от голода и жажды.

в) На САХАСРАР — это дает божественные видения и ДАРШАН СИДДХОВ.

Методом последнего является концентрация на Брахмарендра, или отверстии Брахмы — отверстии внутри МУНДХУ, или головы, через которое божественный свет течет вниз. НИРГУН УПАСАКИ проводят свою абстрактную медитацию на этот центр, который также известен как САХАСРАР.

г) На АНХАТ ЧАКРУ в сердце — это дает знание разума.

д) На КУРМА НАДИ (астральную трубу в груди, ниже горла, через которую КУРМА — второстепенный вид праны — управляет веками) — это дает устойчивость телу.

е) На внутренний свет сердца — это дает знание тонкого (ясновидение), неизвестного (зарытые сокровища), отдаленного (повсюду).

6. Можно делать самьям на свое “Я”. Это дает ясновидение, яснослышание и другие трансцендентальные силы, также более высокие осязание, вкус, обоняние и т.д.; все это с помощью интуиции, или ПРАТИБХА, без каких-либо других специализированных самъям.

Посредством самъяма на природу своей сущности (познавательные возможности) получают способность чистого познания без внешней помощи чувств и органов чувств. С индриями, дремлющими в соответствующих им центрах, наслаждаются невыразимым блаженством (ананд) в состоянии, называемом САНАНД САМАДХИ.

7. Путем самьяма, или дхарны, на определенные черты тела, такие как цвет лица, голос и что-то иное, начинают понимать состояние и природу разумов других.

8. Посредством самьяма:

а) на разум (или мысли) — узнают содержание разума;

б) на время — получают знание всего;

в) на воздух и эфир или на отношение между ними — наделяются божественным слухом (шабд), и можно слышать любой тонкий звук с любого расстояния просто по желанию. Подобно, контактируя с АДХИСТАНА-БХУТА (ВАЮ ТЕДЖАС, ПРИТХВИ и т.д.), можно развить способности других органов до их полной силы.

г) На отношение между эфиром и телом или на легкость хлопка — приходит способность летать сквозь эфир или воздух, так как тело становится крайне легким, и можно двигаться везде в пространстве, как птица, и можно даже ездить на лучах солнца.

Йог, имеющий СИДДХИ в КХЕЧАРИ МУДРА, тоже может летать в воздухе. (Тот, кто знает САММОХАН ВИДЬЯ, или ИНДРА ДЖАЛА, тоже может двигаться через пространство, но это — ДЖАЛА, или только трюк, а не что-то реальное, так как он в действительности остается на земле, и если вы сфотографируете его, вы не получите фото человека, летящего в воздухе.)

д) На три модификации разума — приходит знание прошлого и будущего.

е) На ВИДЕХА — можно выходить из тела по желанию и функционировать без тела, ощущать всепроникающую природу в ее полной вездесущности, и можно выполнять КАЯ ПАРВЕШ, т.е. можно входить в тело любого другого человеческого существа и действовать через его тело и разум.

ж) На САМСКАРА (впечатления разума) — приходит знание предыдущих рождений.

9. Путем господства над:

а) УДАНА ВАЮ — прекращают иметь какой-либо контакт с водой, грязью или колючками, и можно окончить свое существование по желанию, так как с помощью УДАНА можно отделить свое астральное тело от физического и путешествовать в пространстве.

б) САМАНА ВАЮ — приходит сияние, и можно создавать огонь и вспышки света из своего тела.

1О. Путем самьяма на добродетели:

а) На дружественность и другие добродетели — приходит способность передавать то же другим.

б) На различение (особое отношение между САТВА, или чистотой, и ПУРУША, или душой) — приходит сила всемогущества и всезнания.

в) На ШАБД — приходит знание звуков всех живых существ (включая звуки животных и птиц).

г) На кармы — получают знание времени своей смерти.

Когда разум становится необычайно чист и насквозь наполнен САТВА до самых своих корней, приходит спонтанное озарение. Разум имеет пять состояний:

a) КШИПТА, или блуждающий разум, с веществом разума в состоянии постоянной рассеянности.

б) МУДХА, или тупой и забывчивый разум, не знающий почти ничего. В нем разум находится в состоянии путаницы и тупости.

в) ВИКШИПТА, или разум, который собирается на мгновение, а затем разбрасывается. Это состояние несовершенной устойчивости.

г) ЭКАГРАТА, или разум, одаренный сосредоточенным вниманием и фиксированностью цели.

д) НИРОДХА — дисциплинированный, контролируемый и хорошо сдерживаемый разум.

Никакая йога невозможна в первых трех состояниях. Она возможна только в четвертом и пятом состояниях.

Кроме этого, есть восемь видов СИДДХИ, способностей, которые обычно развивают сиддха, высшие существа:

а) АНИМА — способность проникать во все вещи, даже в АНУ, или атом, чтобы видеть его внутреннюю структуру.

б) ЛАГХИМА — способность приобретать легкость, чтобы ездить даже на лучах солнца. Это часто используется в левитации и транслевитации, несмотря на законы гравитации.

в) ГАРИМА — способность стать тяжелым, как сталь, и сделать любой объект недвижимым. Это противоположность ЛАГХИМА.

г) МАХИМА — способность приобретать обширную и всепроникающую величину, как пространство, и видеть работу всемирного устройства и отдаленные объекты, вроде солнечных систем.

д) ПРАПТИ — способность достигать всего, даже Луны. Она наделяет чувством проникновения во все.

е) ПРАКАМЬЯМ — способность иметь все желания исполненными.

ж) ВАСИТВАМ — способность командовать и контролировать все создания и стихийные силы, типа ветра и дождя.

з) ИШИТВА — способность играть роль творца, хранителя и разрушителя.

Кроме этих, есть много дополнительных достижений, которые получают просто путем процесса самоконтроля и концентрации, тоже называемые САМЪЯМ, например:

1) Понимать язык птиц и зверей.

2) Знать свои предыдущие рождения и иметь предвидение смерти.

3) Читать сокровенные мысли других.

4) Знать скрытые и тонкие предметы издалека, такие как планеты и звезды.

5) Предсказывать будущие события.

6) Переноситься в любое место в мире.

7) Исцелять прикосновением.

8) Достигать телесных совершенств в РУПА (форме), РАНГА (цвете лица), БАЛА (силе и мужестве), САНХАНАН (постоянстве), ЛАВАНЬЯ (физическом очаровании) и т.д.

Необходимо сказать здесь слово предупреждения относительно РИДДХИ и СИДДХИ, или сверхъестественных сил, которые очень часто приобретают в практике йоговской садхны, или йоговской дисциплины. Их нужно тщательно избегать, так как они — настоящие преграды на пути истинного духовного прогресса и достижения самореализации и реализации Бога, которые являются целью и завершением системы йога. ДЕВТЫ очень часто становятся ревнивы к человеческой душе, путешествующей по Духовному Пути. Они приходят с улыбкой приветствовать йогов, которые находят вход в более высокие сферы, приглашают их сладкими хитрыми словами и пытаются вызвать их падение. Даже великий йог Вишвамитра был соблазнен красотой небесного существа, девы, посланной Индрой соблазнить его. Он невольно попал в ловушку и сошел с Пути. Эти соблазны атакуют на второй стадии Пути, но оказываются бессильными против того, кто предан Пути, тверд и стоек в своей садхне.

Оставь сиддхи и уничтожь семена рабства,

И достигни Кевалья, состояния совершенного

Покоя и независимости.

И снова:

Не соблазняйся обаятельными улыбками небожителей

И избегай контакта со всем нежелательным.

                                                  Патанджали

Дхарна как форма йоги (Мансик Йога)

Фиксированность внимания является необходимым главным элементом во внутренней йогической садхне, и его значение нельзя переоценить.

Когда чувства успокоены, разум находится в покое

и интеллект не колеблется — это, говорят мудрые,

наивысшее состояние.

                                                  Катха Упанишад, 2:3-1О

Именно из-за того, что она занимает стержневое положение в системе, некоторые считают ее формой йоги самой по себе, и дали название МАНСИК, или умственная йога (йога самопоглощенности).

Большинство изучающих посвящает себя полностью и единственно строгому соблюдению только яма и нияма, и этим едва ли делают какое-либо должное продвижение по Пути йоги, направленному на самореализацию и реализацию Бога. Те, кто идет немного вперед, не идут дальше йоговских поз (асаны, мудры и бандхи) и заняты процессами развития тела и мышц, делая это единственной целью всех своих усилий. Они ограничиваются физкультурным аспектом йоги, чтобы победить болезнь, старость и раннюю смерть. Немногие счастливые души, продвигающиеся вперед до пранаямы, делают ее альфой и омегой йоговской садхны и, получая удовольствие в удержании своих пран в БРАХМАРЕНДРА, тратят большую часть своего времени, как черепаха в своей скорлупе, в ЙОГА НИДРА, считая инертность высшей формой самадхи. Все это лишь средства для более высоких целей йоги и должны практиковаться только как таковые. Цель йоги — самопознание путем регулярного процесса самоанализа и ухода внутрь, чтобы суметь подняться над телесным сознанием к более высокому космическому и сверхкосмическому сознанию.

Истинная йога — это естественный процесс без какой-либо искусственности в нем. Она должна быть понимаема без труда и легко выполняема. Но за недостатком соответствующих учителей, сведущих в теории и практике йоги, она стала обременительным и запутанным делом, слишком трудным для понимания и еще более трудным на практике. Сегодня жизнь стала слишком сложной, чтобы позволить кому-либо досуг и возможность овладеть всеми разделами йоги (каждый из которых стал более специализированным с ходом времени), а затем проследовать до конечной цели. В результате претенденты начинают ошибочно принимать ту или иную ветвь йоги за окончательную и растрачивают свои энергии в этом поиске, удовлетворяясь приобретением физических или магических сил.

В действительном опыте, разум в состоянии СУШУПТИ (глубокого сна) подходит в какой-то мере к низшему плану блаженства (АНАНД) и низшему плану познания (ВИГЬЯН), так как по пробуждении он несет в своем сознании ощущение необеспокоенного и чистого блаженства, которым он наслаждался в глубоком сне. Но это непроизвольный опыт в ПИНД, или на чувственном плане, а не сознательно приобретенный по желанию. С должным пониманием и практикой настоящей садхны, можно смело поднимать пелену и нырять в источник блаженства на духовном уровне, когда пожелаешь, и оставаться внутренне в контакте непосредственно с самим потоком жизни, являющимся настоящим источником истинного блаженства и счастья. Как с помощью пранаямы можно связать праны с разумом, так же с помощью пратьяхары и дхарны можно связать план разума с планом познания в более высоких духовных центрах свыше.

Термин ПРАТЬЯХАРА означает “сдерживание”, и, следовательно, он означает сдерживание вещества разума и чувств от вытекания в мир и рыскания в поисках чувственных удовольствий от чувственных объектов. Но это едва ли возможно, пока чувства и разум не обеспечиваются чем-то сродни или еще приятнее, чем мирские объекты, что может служить якорем, удерживающим чувства и разум фиксированными внутри. Это называется ДХАРНА, что означает “принимать” и “быть поглощенным” в объекте концентрации. Пратьяхара и дхарна идут совместно; так как, с одной стороны, разум нужно отучить от мирских удовольствий извне, а, с другой стороны, нужно обеспечить его чем-то более привлекательным внутри.

Йоги, сидя в какой-нибудь асане, сначала контролируют пупочный плексус, а затем, притягивая праны в сердечный плексус, приводят их в соответствие с планом разума, после чего, различными практиками вроде тратак на некотором более высоком центре, они пытаются инвертировать разум и заставить его отступить. Первая часть называется пратьяхара, а вторая — удаление и поглощенность в более высоком центре — называется дхарна.

Разум одной только силой привычки, тянущейся из века в век, приобрел тенденцию стремиться к удовольствиям. Удовольствия мира можно разделить на следующие пять классов:

1) РУП и РАНГ, или прекрасные формы, конструкции и цвета, которые могут привлечь глаз.

2) ШАБД, или мелодии, мелодичные и чарующие, которые могут пленить ухо.

3) РАС, или восхитительная пища и яства, способная очаровать вкус. 4) ГАНДХ, или душистые ароматы, способные непосредственно привлечь чувство обоняния.

5) СПАРШ, или физически приятные ощущения, которые приходят от осязания.

В бодрствующем состоянии, с чувствами настороже, наслаждаются физическими аспектами удовольствий, перечисленных выше. В состоянии сна, являющемся более или менее отражением астрального или тонкого, больше всего наслаждаются звуком, так как в этом состоянии он имеет непосредственную привлекательность для разума. В состоянии глубокого сна без сновидений, которое является отражением причинного или семенного состояния, получают познание глубокой поглощенности.

Поэтому нужно увлечь себя внутрь в сердечный центр посредством тратак на различных основных цветах, связанных с эфиром, воздухом, огнем, водой и землей, и они перерастут в восхитительное сияние. Регулярной практикой йоги приобретают сверхъестественные силы и способности испытывать все пять упомянутых выше удовольствий в их тонкой форме с большого расстояния. Эти силы приходят естественно при совпадении пран с разумом.

Практика пратьяхары и дхарны может быть развита еще дальше с помощью тратак, пока не сможешь двигаться и уходить внутрь и вверх в центр щитовидной железы или горла (КАНТХ ЧАКРА) и посредством этого контактировать с планом познания. Это движение из низшего центра в более высокий приходит с практикой как пратьяхары, дающей возможность покидать низший центр, так и дхарны, посредством которой овладевают и становятся поглощенными в следующем более высоком центре. Этот процесс продолжается вплоть до достижения АГГЬЯ ЧАКРЫ, которая расположена позади и между двух бровей — в местонахождении души — когда она функционирует в физическом мире в бодрствующем состоянии.

Когда чувственные потоки собираются в этом центре и, забывая о себе, поднимаешься над телесным сознанием, постепенно появляется внутренний духовный свет, который, при большой поглощенности, или дхарне, перерастает в большее сияние. С совершенством в дхарне, или в полной поглощенности, все центры вниз до МУЛ, или ГУДА чакры в прямой кишке становятся освещенными.

В связи с этим, мы можем здесь обратиться к физиологии системы йоги. Система головной-спинной мозг является основой тела. Позвоночник в йоговской терминологии называется МЕРУ, или БРАХМ ДАНДА. Согласно ШИВА САМХИТА, в человеческом организме есть 35ОООО нади, и из них следующие десять играют важную роль:

1) ИДА: Начинаясь от самого нижнего плексуса (ГУДА ЧАКРА) на правой стороне позвоночника, он тянется вокруг СУШМАНА спирально и доходит до левой ноздри.

2) ПИНГАЛА: начинаясь из той же чакры на левой стороне позвоночника, он тянется спирально до правой ноздри.

3) СУШМАНА, или СУКХМАНА: является центральным нади между Ида и Пингала нади и идет по позвоночнику от Гуда чакры в Великое Отверстие, известное как БРАХМАРЕНДРА позади и между бровями.

4) ГАНДХАРИ: идет в левый глаз после поднятия от передней части центральной нади.

5) ХАСТИДЖИВХА: идет в правый глаз после поднятия от задней части центрального нади.

6) ПУШПА: идет в правое ухо от центрального нади.

7) ЯШВИНИ: идет в левое ухо от центрального нади.

8) АЛАМБХУШ: тянется к основанию рук.

9) КУХУ, или ШУБХА: проходит вниз до кончика полового органа.

1О) ШАНКХНИ: проходит вниз до прямой кишки.

Первые три — Ида, Пингала и Сушумна нади — самые важные. Ида и Пингала нади перед вхождением в основание ноздрей пересекаются друг с другом и известны как ганглиозные шнуры.

Третий, Сушмана или Сукхмана, центральный нади, проходит через позвоночник и идет через следующие шесть плексусов, или центров:

а) МУЛАДХАРА (Основной плексус) с четырехлепестковым лотосом, раскрытым на четыре стороны.

б) СВАДХИШТАНА (Подчревный плексус) с шестилепестковым лотосом, раскрытым на четыре стороны плюс один внизу и другой вверху.

в) МАНИПУРАКА (Солнечный плексус) с восьмилепестковым лотосом, имеющим четыре дополнительные стороны между четырьмя первоначальными.

г) АНАХАТА (Сердечный плексус) с двенадцатилепестковым лотосом.

Это лотос безударного звука, как указывает название.

д) ВИШУДДХА (Горловой плексус) с шестнадцатилепестковым лотосом есть всепроникающий эфирный лотос. Это центр великой чистоты, как указывает название.

е) АГГЬЯ (Полостной плексус) с двухлепестковым лотосом, также называемый АДЖНА ЧАКРА, что означает “центр господства”.

Кроме этих плексусов есть АНТАХКАРАН (состоящий из ЧИТ, МАНАС, БУДХИ и АХАНКАР) с четырехлепестковым лотосом, образуя в целом 52 лепестка, соответствующие 52 буквам алфавита в Санскрите, матери всех языков. Мы должны, однако, подняться выше всех АКШРА в запредельное состояние, называемое НЕ-АКШРА ПАРА, которое вечно и постоянно, и о котором Кабир говорит:

Три лока и пятьдесят две буквы — все подвержено упадку,

Но вечное и бессмертное святое Слово

Совершенно отлично от них.

                                                  Кабир

ТАБЛИЦА ЧАКР, ИЛИ ПЛЕКСУСОВ

Место ганглиозных центров Главенствующее божество Соответствующий ей элемент Ее цвет Ее функции Заслуги от медитации на ней
1 Гуда (прямая кишка) Ганеш Земля Желтый Очищение тела Избавляет от всех болезней и дает способность летать в воздухе (левитация)
2 Индри (половой орган) Брахма (Михаил) Вода Голубой Создание видов Бесстрашие, свобода от всякого рабства
3 Набхи (пупок) Вишну (Исраэль) Огонь Красный Поддержание и сохранение видов Владыка всех желаний; исцеляет все болезни; провидец скрытых сокровищ, способность входить в другие тела
4 Хирдей (сердце) Шива (Гавриил) Воздух Бело-голубой дымчатый Уничтожение, упадок и смерть видов Прошлое, настоящее и будущее раскрывают свои тайны
5 Кантх (горло) Шакти, Великая Мать Вселенной Эфир   (все-проникающий) Белый (безупречный) Сила, контролирующая все через посредство трех вышеупомянутых Регентов с их специфическими функциями Дает возможность стать Йогишваром и знатоком Вед, жить 1ООО лет
6 Аггья, или Аджна (позади и между бровей, там же Антахкаран, разум) Атман — развоплощенный дух, свободный от всех покровов Активный жизненный принцип сама душа Творения Сияние и свет в полном величии, невыразимый Все во всем, внутренне присущ всему, Альфа и Омега всего — видимого и невидимого Дарует высший возможный дар со всеми силами, естественными и сверхъестественными

Каждые два плексуса (см. таблицу чакр) вместе образуют ГРАНТХИ, или узел, и они таковы: БРАХМА ГРАНТХИ, ВИШНУ ГРАНТХИ и ШИВА ГРАНТХИ.

Путь йогов, описанный выше, связан с медитацией на эти пять центров, начиная с самого нижнего и постепенно поднимаясь от одного к другому, более высокому, с помощью пратьяхары и дхарны, как уже объяснялось. В этом процессе также призывают на помощь КУНДАЛИНИ ШАКТИ, или великую Змеевидную Силу, лежащую дремлющей в блуждающем нерве и свернутую в три с половиной витка, как змей. Эта скрытая энергия или сила пробуждается с помощью пранаямы. Йог пытается собрать вместе все скрытые жизненные энергии в теле в центре пупочного плексуса и в этом процессе пробуждает скрытую силу тоже. В Аджна чакре он ухватывается за звук АНАХАТ и достигает САХАСРАР, высшего неба йогов. Это достаточно долгий, утомительный и трудный путь. В каждом из центров нужно упорно работать годами, пока не сможешь успешно покорить, пройти через него и подняться к следующему, более высокому центру. Невозможно принять эту трудную дисциплину, не будучи сильным и крепким физически, способным выдержать постоянное и напряженное усилие долгое время.

Как предварительный шаг, йог должен вычистить авгиевы конюшни геркулесовой силой, а для этого нужно обратиться к ХАТХА-ЙОГА-КРИЯ, или упражнениям типа ДХОТИ, БАСТИ, НЕОЛИ, ГАДЖ КАРАМ, ВАДЖРОЛИ и т.д. со строгим контролем диеты. Кроме того, для контроля разума он должен обратиться к пранаяме, или хорошо отрегулированным дыхательным упражнениям типа ПУРАКА, КУМБХАКА, РЕЧАКА и СУНЬЯКА, каждое из которых требует огромной осторожности, внимания и мастерства под руководством адепта.

Процесс йоги, описанный выше, чреват бесчисленными трудностями. Он сродни процессу контролируемой смерти — вынужденному извлечению не только духовного потока от одного центра к другому, но также пран, что делает его еще более трудным. Он действительно следует процессу умирания, будучи противоположным жизненному потоку, по мере того, как он спускается от центра к центру в процессе творения. В процессе смерти элемент земля поднимается из Гуда чакры в Индри чакру и растворяется там в воде, делая руки и ноги безжизненными. Когда элемент вода поднимается в Набхи чакру, он превращается в парообразное состояние огнем в области пупка, и производительный орган парализуется. Затем элемент огонь сам погашается в элементе воздух в сердечном плексусе, делая область ниже сердца совершенно холодной. Когда элемент воздух превращается в эфир в Кантх, местонахождении эфира, он делает сердце и пульс неподвижными. (Можно отметить, что по этой системе остановка сердца не обозначает конец жизни, а лишь предшествует ему.)

Даже в практике системы Сехадж Йоги нужно пройти и завершить точно тот же самый процесс, за исключением того, что второй метод естественен, в то время как первый произволен и контролируем, и поэтому крайне труден для выполнения. Каждая из ТАТВ по очереди вливается в свой источник: анна — в праны, праны — в манас, манас — в вигьян, а вигьян — в плексус Кантх. (Можно упомянуть, что вишнуиты и члены ордена Кабир Пантхи носят листья тулси, а шиваиты носят шива-линг вокруг шеи, чтобы напоминать себе о Кантха чакре, которую они ставят своей целью.)

Вместо этого трудного обратного процесса йоги от основного плексуса назад и вверх в Сахасрар, область тысячелепесткового лотоса, насколько легче было бы игнорировать праны (как мы делаем в своей повседневной жизни), собрать сенсорный поток в местонахождении души в Аджна чакре, где мы всегда находимся в своем бодрствующем состоянии, и двинуться прямо вверх с помощью Звукового Потока (к которому йоги получают доступ после тяжелой битвы в шести чакрах в ПИНД, или теле), чтобы достичь Сахасрара. Звуковой Поток имеет магнетическую притягательность, которой трудно противиться, когда душа поднимается над телесным сознанием под руководством знающего и полностью компетентного живого Мастера, способного пробудить жизненный импульс внутри нас.

.

Комментарии отключены.