3.1. ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Как достигнуть этого восхождения? Как Кабир, Гуру Нанак и Свами Джи, Баба Джи неоднократно утверждал, что внешние обряды не приносят большой пользы. Чтение священных писаний может пробудить интерес к духовности, но само по себе оно не может обеспечить освобождения. Мистическая литература и религиозный ритуал во многом полезны: Они позволяют человечеству узнать о более глубокой Реальности, чем та, к которой оно привыкло в своей повседневной жизни. Но приближаться к этой Реальности нужно практическими способами, а увлечение интеллектуальными проблемами и спорами только отвлекает энергии человека от его истинного Пути.

Кхасам на чинае баври, ка карат бараи,

Батан бхагат на хохингаи, чхоадо чатураи.

 

О человек! Если ты не познал Всемогущего,

Зачем ты хвастаешь своим величием?

Оставь свои интеллектуальные тонкости.

Кабир

Сакаи Шабд Сандеш парх мат бхуло бхаи,

Сант Мата кучх аур хаи, кходжа со паи.

 

Не обманывайся, ограничиваясь просто чтением и перепиской

Священных писаний. Путь Мастеров иной.

Кто будет искренне стремиться к Нему, получит Его.

Кабир

Цитировать священные писания может и дьявол; и Баба Джи утверждал, что “религиозная борьба и споры, гордость кастой, Варнашрамом, молитвой, паломничествами, простая декламация священных писаний, поклонение тем, кто был в прошлом и ушел, и другие подобные действия и практики” — все это “великий обман” и ловушка, поставленная Калем, чтобы держать душу в рабстве царств относительности.

Подобным же образом, внешние крия, или практики традиционной йоги — пранаяма, различные мудры и асаны, неэффективны для того, чтобы привести нас к нашей истинной Цели. Баба Джи, как обильно подтверждается его жизнью, очень уважал святых людей всех верований, но никогда не терял из вида высший идеал человека и жил пониманием, выраженным Кабиром:

Все Святые достойны почитания,

Но я поклоняюсь только тому, кто овладел Словом.

В раннем возрасте Баба Джи экспериментировал со многими йоговскими методами, и когда бы он ни говорил на эту тему, он говорил не на основе академической учености, а как тот, кто сам практически пережил то, о чем он говорит. Его слова несли в себе убежденность, потому что в том, что он говорил, не было и следа предрассудка. Он просто объяснял, что он сам изучил все методы и обнаружил, что путь Сант Мат, или Сурат Шабд Йоги — наивысший.

Много приходилось ему говорить о чудесных способностях, которых можно достичь йоговскими садханами, но его единственный критерий был таким: дают ли они человеку господство над своим разумом, освобождая его от тирании желаний? Если да, то против них нечего сказать; но если нет (как бывает обычно), то вряд ли от них есть какая-нибудь польза. В 1894 году в Мурри, в ответ на множество вопросов, заданных ему Баба Саван Сингхом Джи, он уделил большое внимание теме сравнительной йоги и показал, как Кабир и Нанак вобрали все лучшее от своих предшественников, как они проникли намного выше по Мистическому Пути и как они достигли успеха в развитии метода слияния с Лишенным Формы Абсолютом, который находится в пределах досягаемости всх.

Он часто цитировал Мастеров прошлого, чтобы подкрепить свою точку зрения, и, в частности, он цитировал слова своего великого Гуру (Свами Джи), который говорил:

Сант Мата саб се бара йех нисхе кар джан

Суфи аур Веданти донон нихе ман,

Сант Дивали нит карен Сат Лок ке махин

Аур мате саб Каль ке йун хе дхур ураин.

 

Путь Мастеров намного выше всех остальных,

Поверьте в это полностью.

Суфизм и Ведантизм могут довести вас до определенного

Предела, но не могут довести вас до конечной Цели.

Святые всегда живут в великолепии Высшего.

Все остальные веры и ордена не могут подняться над

Царством относительности.

Сар Бачан (Поэзия)

Что же такое Наука Сурат Шабд Йоги, представляющей собой вершину мистического достижения? Это — путь, говорил Баба Джи, самый экономный по усилию и дающий больше всего для возвращения к Первичному Источнику всей жизни и Света. Ее секрет состоит в понимании того, что если душа должна вернуться в точку, из которой она вышла, то Путь восхождения должен быть идентичен Пути нисхождения. Когда Не Имеющий Имени принял Имя и Форму, Он спроецировал Себя в Шабд, Наам, Кальма или Слово. Именно этот Духовный Поток, чьими первичными атрибутами являются Мелодия и Сияние, ответственен за все творение. В письме от 21 апреля 1903 года Баба Джи писал:

Именно через Шабд все пришло в проявление — Ишвар

(Бог как хранитель мира), Джива (индивидуальная душа),

Майя (грубая и тонкая материя), Брахманд (физический,

астральный и причинный планы) — все пришло в бытие

Его движением.

Все Мудрецы своими собственными различными путями подтверждали работу Слова, или Силы Наама:

Кун кае кехнае сае хува алам бапа.

Через произнесение Слова все вещи пришли в бытие.

И снова:

В начале было Слово, и Слово было с Богом,

И Слово было Бог.

Иоанн, 1:1

То, что Мастера Сурат Шабд Йоги говорили об этом, не было чем-то новым; отличающимся был их акцент на идее, что если все, даже Джива Атман, пришло в проявление через посредство Шабда, или Слова, тогда Шабд — это лучшее и единственное средство возвращения в наш Пункт Отправления: Ниранкар, Ниргун, Анами и Абсолют. Музыка и сияние Слова, или Шабда, распространяются сквозь все творение и пронизывают наше существо. Если бы только Атман (душа) мог контактировать с Ним, он мог бы использовать эту “веревку от Господа, Не Имеющего Имени”, чтобы достигнуть Его Двери.

Но душа в своем нисхождении потеряла Связь и забыла свою истинную природу. Приобретя грубые покровы тела и разума, она потеряла из вида свой родной Дом и отождествила себя со своей тюрьмой. В своем письме от 15 мая 1900 года Баба Джи писал:

С тех пор как Джива Атман отделился от Сач Кханда (Истинной Обители) и от Шабд Дхун, он потерял веру в Сат Пуруша (Истинного) и в Шабд Дхун. Но Шабд всегда следит за Джива Атманом, хотя тот не знает этого, так как он глубоко упал в своей любви к Разуму, Майе, объектам Майи и чувствам, которые так обманчивы. Он настолько любит их, что не может понять, что это ему во зло, считая полезным то, что фактически вредно. Любовь к Разуму анестезирует его, и сам Разум становится бесчувственным перед удовольствиями чувств, и в конце концов Майя так зачаровывает его, что он может никогда не очнуться от своего обморока..

Комментарии отключены.