3.10. Йога и внешние науки

Обсудив в некоторых деталях различные методы йоги, мы можем в заключение напомнить себе справедливое предупреждение Шанкары:

Троякий путь — путь мира, путь желаний и путь священных писаний, далекий от того, чтобы дать знание Реальности, держит нас постоянно связанными в тюрьме Вселенной. Освобождение приходит только тогда, когда освобождаешься от этой железной цепи. Освобождения нельзя достичь иначе как восприятием тождественности индивидуального духа со Всеобщим Духом. Этого нельзя достичь ни йогой, ни Санкхьей, ни практикой религиозных церемоний, ни простой ученостью.

Чтобы осовременить послание Шанкары о том, что Истинное знание дело непосредственного восприятия, а не просто церемонии, ритуала или логического вывода, мы можем добавить, что оно также не может прийти через внешние науки. Открытия внешних физических наук действительно впечатляют и подтвердили многие взгляды на природу космоса и существования, высказанные йоговскими системами. Они установили, без сомнения, что все во вселенной относительно, и что все формы, в сущности, приводятся к существованию взаимодействием позитивной и негативной энергии. Эти открытия привели некоторых к предположению, что физические науки могут и приведут нас к тому же знанию, которое йоги прошлого искали с помощью Йоги, что наука заменит Йогу и сделает ее неуместной.

Слепой, хотя он не может видеть солнца, все же может чувствовать его тепло. Его осознание какого-то явления, которое он не может воспринимать непосредственно, может привести его к замыслу и выполнению серии экспериментов, чтобы узнать его природу. Эти эксперименты могут дать ему много ценных данных. Он может быть способен проследить более точно, чем обычный человек, ход солнца, его сезонные изменения и различную интенсивность его излучения. Но может ли все это знание, которое он собрал, заменить возможность на одно мгновение увидеть солнце непосредственно самому?

Как обстоит дело со слепым и человеком нормального зрения, так же с ученым и йогом. Физические науки могут дать нам много ценного косвенного знания о вселенной и ее природе, но это знание никогда не сможет занять место непосредственного восприятия; так же как логическое знание слепого не сможет понять главный атрибут солнца — свет, так и ученый в своей лаборатории не сможет понять главный атрибут космической энергии — Сознание. Он может знать очень много о вселенной, но его знание никогда не сможет достичь всеобщего сознания. Этого сознания можно достичь только через внутреннюю науку, науку йоги, которая открытием нашего внутреннего глаза приводит нас лицом к лицу с Космической Реальностью. Тому, чей внутренний глаз открыт, больше не нужно полагаться на то, что говорят о духовности, на утверждения своего Учителя или просто на философский или научный вывод. Он видит Бога сам, и это превосходит всякое доказательство. Он может сказать вместе с Христом: “Узри Бога!” или с Гуру Нанаком: “Господь Нанака виден везде”, или со Шри Рамакришной: “Я вижу Его, как тебя — только намного более интенсивно” (отвечая Нарену — впоследствии известному как Свами Вивекананда — в его самый первый визит на его вопрос: “Мастер, вы видели Бога?”).

.

Теги статьи:

Комментарии отключены.