3.2. Хатха Йога

Эта форма йоги имеет дело с контролем тела и телесной активности как средством успокоения разума. Ее цель — сделать человеческое тело достаточно сильным и способным выдержать труднейшие и тяжелейшие условия, сделать его невосприимчивым, насколько возможно, к физическим болезням. Но кроме крепкого телосложения и возможного долголетия с помощью пранаямы, или ХАБС-И-ДАМ, как ее называют мусульмане (контроль и регулирование дыхания), сама по себе она не очень помогает в самореализации, хотя она может в некоторой степени подготовить почву для более высокого типа духовной дисциплины, приводя к ней. Она в некотором смысле является “лестницей к Раджа Йоге”. Она даже не может дать разуму сколько-нибудь большую степень контроля, как это обычно предполагается. Практикой Хатха Йоги можно достичь некоторых сиддхи, или психических сил, с помощью выполнения определенных асан, мудр, бандх или физических положений и поз и практики пранаямы. Эта система включает соблюдение ряда епитимий и аскетических упражнений типа постов и бдений, МАУН, или обета молчания, на месяцы и годы, ПАНЧ АГНИ ТАПАС (сидения с зажженными огнями с четырех сторон и палящим солнцем над головой), стояния на одной ноге, подвешивания себя головой вниз и т.д.

Некоторые из христианских святых доходили до больших крайностей, вроде одевания пробитых гвоздями одежд, власяниц, бичевания тела, порки себя — все это для имитации страданий Христа. Даже среди мусульман-шиитов мы видим следы мучения себя, когда в дни МУХАРРАМ они бьют себя в грудь и по спине ножами, прикрепленными к железным цепям, в память об ужасных страданиях Хассана и Хуссейна, внуков Пророка, которым они подвергались с горсткой своих верных последователей в защиту своей веры в руках своих единоверцев под Язидом на палящих равнинах Карбла. Но все эти ужасные самоистязания, какими бы они ни были героическими, едва ли дают какую-нибудь духовную пользу. Что толку мучить и подвергать пытке тело, когда змей разума лежит, безопасно скрытый глубоко под поверхностью, и продолжает процветать невредимым?

Оставляя в стороне подобные формы самоистязания, Хатха Йога направлена на совершенствование тела как инструмента для более высоких типов йог и, как таковая, может иметь некоторую ценность, чтобы дать возможность телу выдержать стресс и напряжение, вызванные ими. Но даже обычные ХАТХА ЙОГА КРИИ слишком трудны для выполнения и часто ведут к внутренним осложнениям, которые временами оказываются серьезными и неизлечимыми и угрожают жизни.

Эти крии предназначены для очищения артерий и других каналов тела от всех видов накопившихся минеральных отложений, вроде мела, извести, соли и т.д., засоряющих организм и являющихся коренной причиной дряхления и болезней. Этот процесс деинтоксикации и омоложения делается с помощью очистительных действий, называемых ШАТ КАРМА (шесть действий):

1. НЕТИ КАРМА (очищение носа). Кусок тонкого муслина длиной в три четверти ярда скручивается, как шнурок, и покрывается оболочкой из воска. Он просовывается через каждую ноздрю по очереди и вынимается изо рта после небольшого растирания, чтобы очистить их от слизи и т.д. Это полезно для лечения болезней носа и горла. Оно сохраняет голову холодной и улучшает зрение. Страдающие от расстройств носа и глаз или кислотности могут заменить его ДЖАЛА НЕТИ, или промыванием носовых каналов чистой водой.

2. ДХОТИ КАРМА (промывание желудка). Длинный кусок ткани трех дюймов шириной и около семи ярдов длиной макается в теплую воду и слегка выжимается. Его постепенно проглатывают, из горла он проходит в желудок с помощью теплой воды, а два фута другого конца держат в руке. После оставления его на несколько минут и встряхивания живота, он очень-очень медленно вынимается. Это очищает пищеварительный тракт от нечистот, вроде слизи и желчи, и излечивает увеличенную селезенку, кашель и т.д. Это упражнение требует крайней осторожности и внимания, чтобы ткань не запуталась в кишечнике и не привела к серьезным осложнениям, которые могут оказаться даже фатальными. Оно не должно выполняться страдающими от воспаления и болезней горла, раздражения желудка и во время кашля.

3. БАСТИ КАРМА (промывание кишечника). Это своего рода клизма, посредством которой вода втягивается через прямую кишку в нижнюю часть кишечника. После оставления ее там на некоторое время, она встряхивается в стороны и выбрасывается. Оно устраняет запор и удаляет внутренний затвердевший кал, который обычно приклеивается внутри. Добавление немного глицерина в теплую воду делает его полезнее. Оно применяется при болезнях мужского члена и заднего прохода, излечивает газообразные расстройства желчи или лимфы, болезни селезенки и печени. Ежедневное выполнение Басти ослабляет хрупкий кишечник и может воспалить внутреннюю поверхность, поэтому необходимо тщательное руководство в таких делах. Его можно заменить воздушным очищением, если необходимо, втягивая и выпуская воздух вместо воды.

4. ГАДЖА КАРНИ, или КУНДЖ КАРМА. Оно также известно как ШАНКХА ПАШАЛА. Упражнение состоит в набирании полного живота воды, а затем полоскании водой внутри с помощью мышечной активности и выбрасывании ее изо рта, как гаджа, или слон, делает своим хоботом. Для этого выпивают две — три кварты теплой воды и отрыгивают после промывания внутренних органов круговым движением мышц внутри. Оно особено полезно страдающим желчностью или кислотностью.

5. НИЙОЛИ КАРМА (трясение животом). Его делают, сидя прямо в Сиддха или Падма асане с руками, лежащими на коленях. Верхняя часть тела вместе с кишечником затем встряхивается быстро справа налево, чтобы устранить все внутренние нечистоты, приклеившиеся к внутренним стенкам. Это упражнение полезно для избавления от желудочных болезней типа гастрита и газов, высвобождая желудочные секреции. Оно помогает сокращению мышц, которые, в свою очередь, помогают йоговскому дыханию, или пранаяме.

6. ТРАТАК КАРМА (фиксирование взгляда). Это ДРИШТИ САДХАНА и состоит в фиксировании взгляда сначала на внешних центрах, а затем постепенно на внутренних центрах, как объяснялось ранее в разделе “Пранаяма”, где говорилось о Йог Видья и Йог Садхна. С его помощью взгляд становится устойчивым и, когда он обращен внутрь, начинают видеть чудеса внутреннего мира Трикути, высшего неба таких йогинов.[1]

Кроме этих, есть еще два упражнения:

1) КАЛПАЛ ДХОТИ (быстрые вдохи и выдохи) для очищения легких. Оно может с успехом заменить НЕТИ, но должно избегаться в дождливый сезон и при плохом здоровье. Дыхание должно быть быстрым, но не слишком, чтобы не затронуть легкие и дыхательную систему.

2) ШАНКХ ПАШАЛИ. Оно состоит в питье воды ртом и немедленном выбрасывании ее через задний проход, после небольшого встряхивания животом. Оно очищает всю пищеварительную систему, отмывая ее от всех нечистот.

Все эти процессы, если они делаются не под надзором, руководством и контролем адепта в йоговских садханах, чаще всего приносят больше вреда, чем пользы. Нужно признать, что в них есть что-то искусственное и неестественное, и сообщалось о случаях, когда даже адепты пострадали от их выполнения. Поэтому лучше обратиться к естественным методам: простой, здоровой и свежей вегетарианской диете в ее естественной форме, небольшому количеству коровьего молока и гхи, свежей воде, регулярным, но неутомительным упражнениям, глубокому дыханию и т.д., которые свободны от каких-либо опасностей, сопровождающих упражнения Хатха Йоги.

Таким образом, мы видим, что в Хатха Йоге нужно, прежде всего, привести физический дом в порядок, и это делается практикой Шат Карм, или шести предварительных упражнений, описанных выше. После этого, для успешного выполнения этого типа йоги и приобретения опытности в ней, нужно обратиться к следующим дисциплинам:

а) Скрупулезное культивирование Яма и Нияма.

б) Соблюдение САНДЖАМ, или умеренности и дисциплины, во всех фазах жизни, и, в частности, в мыслях, словах и делах.

в) Физические позы: асаны, мудры, бандхи.

г) Пранаяма, или контроль и регулирование дыхательной системы. Все они были объяснены в Аштанг Йоге.

Мы можем сейчас рассмотреть то, что говорят некоторые писатели о месте Хатха Йоги на духовном пути. Шри Йогиндра во Введении к своей “Хатха Йога (упрощенная)” говорит о Хатха Йоге следующее:

“Необходимость этой системы йоги должна была ощущаться в далеком прошлом, когда тренировка и развитие физического становились весьма важной формой дисциплины и контроля умственного, морального и психического. В этом контексте Хатха Йога должна быть и считается методическим подходом к достижению наивысшего в йоге. Поскольку она имеет дело, в первую очередь, с физическим человеческим телом по отношению к ментальному, ей подходит определение физиологической йоги, или ГХАТАСЬЯ ЙОГИ.”

Автор Элейн Даниелу в своей книге “Йога: Метод Реинтеграции” описывает метод Хатха Йоги как реинтеграцию через силу, потому что “’Я’ не в пределах досягаемости слабого”, и, касаясь ее цели и метода, говорит:

“Хатха Йога — это название, данное техническим практикам и дисциплинам, с помощью которых можно взять под контроль тело и жизненные энергии. Как одно из средств йоги, она является первичной подготовкой к пути реинтеграции, существенной для дальнейшей реализации.”

Все трактаты по йоге настаивают, что единственная цель физических упражнений Хатха Йоги — преодолеть физические препятствия на духовном или королевском пути реинтеграции — пути Раджа Йоги.

“Хатха” буквально означает “сила воли” или неукротимая воля сделать что-нибудь или достичь какой-нибудь цели, какой бы необычной она ни могла бы показаться. Значение слова “хатха” Даниелу продолжает объяснять из “ГОРАКША САМХИТА” так:

“Слог ХА представляет Солнце, и слог ТХА представляет Луну, а соединение (йога) Солнца и Луны является поэтому Хатха Йогой.

Космические принципы, проявляющиеся в планетарном мире как Солнце и Луна, обнаруживаются в каждом аспекте существования. В человеке они проявляются, в основном, в двух формах: одна в тонком теле, другая в грубом теле. В тонком теле они проявляются как два канала, по которым наши восприятия перемещаются между тонким центром в основании позвоночника и центром на вершине головы. Они называются Ида и Пингала; один соответствует холодному аспекту Луны, а другой — теплому аспекту Солнца.

В грубом теле лунный и солнечный принципы соответствуют дыхательной, холодной, и пищеварительной, теплой, жизненным энергиям и называются прана и апана. Именно координацией этих двух самых мощных жизненных импульсов, йог достигает своей цели. Что касается дыхания, вдыхаемый холодный воздух называется ПРАНА ВАЮ, а выдыхаемый теплый воздух АПАНА ВАЮ.”

Хатха Йога имеет несомненные достоинства, многие из которых уже описаны в предыдущей главе, когда описывались асаны, пранаяма и пратьяхара. Она закладывает основание здоровой жизни, способной выдержать большие физические нагрузки, с помощью удаления ядовитой и нечистой материи из телесной системы. К йогу смерть приходит не как мучительный конец долгого процесса дряхления, а как осенний лист или зрелый плод; это отделение совершается естественно благодаря внутренней зрелости. Достижение контроля над различными физическими функциями естественно приносит с собой также некоторую степень умственного контроля, так как никакая строгая дисциплина тела невозможна без дисциплины воли, и развитие одной стимулирует другую.

Тем не менее, психические и физические силы, которые Хатха Йога обеспечивает успешному садхаку, не лишены ловушек и опасностей. Вместо того, чтобы держать их в строгой тайне для дальнейшего духовного прогресса или использовать только для самых гуманитарных целей, они часто применяются для завоевания восторга публики и богатства. Не случайно, обычный человек связывает эту йогу с людьми, которые ходят по горячим углям, глотают битое стекло или металлические лезвия, едят головы змей и грызунов, сдерживают едущие машины или позволяют, чтобы грузовики и слоны проходили по ним. Серьезно мыслящий человек, изучающий йогу, наблюдая эти злоупотребления, должен использовать эти практики строго как средства к достижению Раджа Йоги или иначе отбросить их полностью, как еще одно отвлечение от цели, другое средство для балования эго, которым он намеревается овладеть. Хьюстон Смит в “Религиях человека” изложил дело откровенно:

“Некоторые люди заинтересованы, в основном, в координировании своих тел. Нечего говорить, что они имеют своих йндийских двойников людей, которые считают овладение телом своим основным интересом… В то время как Запад искал силу и красоту, Индия интересовалась точностью и контролем, идеально полным контролем над каждой функцией тела… Джулиан Хаксли осторожно высказался, что Индия, кажется, открыла некоторые вещи о том, что тело можно заставить делать, о которых Запад не имеет понятия. Это обширное собрание наставлений включает подлинную йогу, Хатха Йогу. Первоначально она практиковалась как предварительная ступень к духовной йоге, но так как она в основном потеряла эту связь, она не должна интересовать нас здесь. Суждение индусских святых на эту тему может быть принято нами: с телом можно делать невероятные вещи, если это вам интересно и вы согласны посвятить свою жизнь этому. Но эти вещи имеют мало общего с просветлением. Фактически, они вырастают из желания покрасоваться, овладение ими делается из гордости и этим враждебно духовному прогрессу.”

[1] Баба Гариб Дас рассказывает нам, что йоги рассматривают ТИЛ как КШАР, САХАНСДАЛ КАМАЛ, или САХАСРАР — как АКШАР, а Трикути — как НЕХ-АКШАР. Йогишвары идут на шаг дальше и начинают с Сахасрара, затем они идут в Дасван Двар, в то время как обозначения Святых в этом отношении таковы: Трикути — для Кшар, Дасван Двар — для Акшар и Бханвар Гупха — для Нех-Акшар, а затем Запредельное — Сат Лок.

В священных писаниях Акшар означает созидательный жизненный принцип и сказано, что тот, кто знает и постигает его сущность, подходит для пути, ведущего к Богу. АКШАР ПУРУШ с помощью Анхад, нескончаемого Звукового Принципа, ответственен за творение астрального и физического планов ниже Трикути. Они подвержены растворению и известны как Кшар, в отличии от Акшар, неразрушимого КУТАСТХА и АВЬЯКТ (выше упадка и растворения). За пределами Кшар и Акшар находится Пуршоттам, или Параматма (Сверхдуша, Бог). См. Бхагавад Гиту, 12:3-4 и 15:16-17.

Духовные области за пределами Трикути поддерживает САТ-ШАБДА (Спхота, или сущность Слова), и владыка этих областей — Нех-Акшар, но Он тоже не может пережить великое растворение. Сат Лок, или Мукам-и-Хак, является первым Великим Разделом, который лежит за пограничной линией растворения, и он вечно один и тот же (Нех-Акшар-Пара), и это, фактически, обитель Святых, их изначальная Родина.

.

Теги статьи: ,

Комментарии отключены.