3.4. Раджа Йога

Как указывает и предполагает название, это означает “королевский путь к реинтеграции”, реинтеграции души, сейчас находящейся в состоянии раздробленности, потеряв свою целостность из-за отвлекающего влияния разума, идущего по столь многочисленным внешним каналам. Этот путь дает научный подход к Божественному и лучше всего подходит людям, одаренным научным разумом и научной точкой зрения как на внутреннее, так и на внешнее, приверженным экспериментированию. Она основана на предположении, что истинное “Я” в человеке совершенно отлично и более чудесно, чем то, что обычно предполагается и чем кажется в повседневной жизни, где оно подвержено ограничениям, давящим на него со всех сторон, заставляя его выглядеть для всех практических целей конечным элементом, а не безграничной реальностью, какой оно в действительности является.

Кроме того, эксперименты в Раджа Йоге должны выполняться на самом себе, в отличие от других наук, в которых весь процесс экспериментирования проводится на внешней природе. От Раджа Йога не ожидается принятие вещей само собой разумеющимися или слепое признание авторитета священного писания или чего-то иного. Его путь — это эксперимент на себе в лаборатории разума, и он продвигается медленно, но неуклонно, шаг за шагом, и никогда не останавливается, пока цель не достигнута.

Человек, согласно Раджа Йоге — “слоистая сущность”, и одет во множество оболочек, одна внутри другой, т.е. тело, телесные привычки, образ жизни, унаследованные и приобретенные чувства и пристрастия, жизненные энергии, беспокойный разум с бесчисленными умственными вибрациями, всегда активная воля и эгоцентричность и т.д. — все они образуют коши или завесы, покрывающие атман. Внутри них лежит драгоценность самой Сущности, вечное “Я” под феноменальной личностью. Таким образом, полное освобождение (МУКТИ) состоит в полном избавлении от бесчисленных ограничивающих процессов, окутывающих Бесконечный Океан Созидательного Жизненного Принципа, чтобы иметь всю силу, всю жизнь, всю мудрость, всю радость, все блаженство и все остальное в его полноте. Иными словами, это означает деперсонализацию души, буквально, срыванием личности или маски, которую надевает актер, когда выходит на сцену играть свою роль. Работа Раджа йога — раскрыть Реальность внутри себя, устранив бесчисленные маски или ложные отождествления, и тем отделить великое “Я” от окутывающих оболочек, которыми оно загромождено.

Аштанг Йога, или восьмиричный путь Патанджали, ведет к тому, что широко известно как Раджа Йога. Это лестница, посредством которой достигают НИРБИДЖ САМАДХИ, УНМАНИ, СЕХАДЖ-АВАСТХА или ТУРЬЯ ПАД, которое является венцом всех систем йоги и цветом йоговского искусства. Она имеет дело с тренировкой разума и его психическими силами до той степени, которая может привести к Просветлению, посредством которого достигается истинное восприятие, и человек приобретает уравновешенность, состояние бодрствующего транса. Его душа непоколебимо внутренне фиксирована в своем центре, САМ, даже если он может внешне быть занят мирскими делами, как остальное человечество. Это состояние является кульминацией всех йоговских усилий и практик и, однажды достигнув его, йог, живя в мире, больше не принадлежит миру. Именно так Радж Риши Джанак и Господь Кришна, принц йогов, жили в мире, всегда занятые мирской деятельностью, поддерживая колесо мира в своих руках в постоянном движении, и все же с неподвижным центром, фиксированным на Божественном Плане. Все их действия характеризовались деятельностью в бездействии. Такова вершина системы йоги, состояние, в котором чувства, разум и интеллект приходят к неподвижности. В КАТХА УПАНИШАД сказано:

Когда все чувства успокоены, когда разум находится в покое,

когда интеллект не волнуется — это, говорят мудрые,

есть высшее состояние — Кайвалья Пад

(состояние высочайшей реализации).

Оно направлено на Самадхи (финальный шаг в системе йоги Патанджали), посредством которого индивид деиндивидуализируется и воспринимает внутри себя всеобщность, неограниченную и невоплощенную, безграничную и свободную, всепроникающую, как эфир. Таково видение всех вещей в аспекте вечности.

Здесь были бы уместны несколько слов о состоянии Самадхи. Самадхи может быть сознательным или сверхсознательным. В первом разум осознает объект, а во втором есть внутреннее спокойствие, в котором как будто при вспышке видят и получают настоящее прозрение об объекте, каков он в действительности. Это есть видение души (внутренним духовным глазом), когда наши телесные глаза закрыты, это есть познание прямым и непосредственным восприятием, в отличие от опосредованного знания, т.е. через посредство дымчатых очков чувств, разума и интеллекта. Это состояние “спокойного безмолвия”, далеко удаленного от сводящего с ума внешнего мира. Это мистическое состояние, в котором чит, манас, будхи и аханкар теряют свои соответственные функции, и только освобожденное и деиндивидуализированное “Я” сияет своим собственным ярким светом. Вьяса рассказывает нам об этом состоянии:

Йогу лучше всего можно узнать только посредством йоги,

так как йога проявляется через йогу.

                                                  Йога Бхашья, 3:6

Самый священный слог Раджа йогов — АУМ. В Мандукья Упанишад мы имеем детальное описание этого слова. Это то же самое, что Святое Слово в Евангелии от Иоанна. Это КАЛЬМА или БАНГ-И-КАДИМ мусульман, АКАШ БАНИ или ВАК ДЭВИ древних Риши, УДГИТ или НААД Упанишад, СРАОША Зороастра и НААМ или ШАБД Мастеров. Мир и Веды — все произошло от этого слога АУМ. В Гите сказано:

Брамин, повторяющий и думающий об Аум, идет вперед,

оставляющий тело идет дальше к высшему пути.

Господь Кришна говорит о себе:

Я — ОМКАР, Я — ПРАНВА во всех Ведах,

в речи Я — ЭК-АКШРА (Один Слог).

В Упанишадах заявляется:

Аум — лук, разум — стрела, Брахман — мишень. Познай Брахмана концентрацией, попади в цель целенаправленностью зрения (ЭКАГРАТ), а затем как стрела, становящаяся одним с мишенью, индивидуальная душа станет отождествленной с Брахманом.

Единственная вибрация в Брахмане (ЭКО АХАМ БАХУСЬЯМ) создала все локи и этим привела к существованию все планы — духовный, причинный, астральный и физический с их бесчисленными делениями и подразделениями. Физические вибрации в человеке соответствуют одной первоначальной вибрации, которая привела к проекции СРИШТИ, или Вселенной, со всеми ее троицами, такими так БРАХМА, ВИШНУ и ШИВА; САТВА, РАДЖАС и ТАМАС; ДЖАГРАД, СВАПАН и СУШУПТИ, каждый из которых содержится в Ауме, владыке трех миров.

Господь Яма, Бог смерти, убеждая Начикету, сказал:

Цель, одинаково превозносимая всеми Ведами, за которую человек борется посредством всех своих тапа — это, вкратце, Аум.

Аналогично, термин ПРАНВА означает что-то всегда новое и свежее, неизменное и вечное (КУТАСТХА НИТЬЯ), как связь между Шабдом и его значением, в противоположность ПАРИНАМА НИТЬЯ, которое вечно меняется.

Из сказанного выше следует, что каждая из четырех классических форм йоги — не что иное, как неотъемлемая часть системы йоги в целом, данной Патанджали, с особым ударением на том или ином аспекте системы, и что эти формы образуют поступательное развитие от Мантра Сиддхи к Раджа Йоге, где каждый шаг готовит путь для следующей, более высокой стадии на йоговском пути.

Чтобы сделать йогу более осуществимой, в более поздние времена были сделаны различия для разных типов людей, основанные на индивидуальных темпераментах и профессиях. Высоко интеллектуальные люди, которые обдумывают все, очень часто принимали Джнана Йогу, или “Йогу Знания”; людям эмоционального темперамента предлагали Бхакти Йогу, или “Йогу Поклонения”, состоящую из благочестивых упражнений типа пения гимнов и псалмов (как делали принцесса Мира и Чайтанья Махапрабху). Опять таки, занятые прежде всего внешней мирской деятельностью считались лучше всего подходящими для Карма Йоги, или “Йоги Действия”, состоящей из аскез вроде постов и бдений, выполнения ЯДЖНА и других благотворительных дел, похвальных деяний типа паломничества в святые места, чтения святых писаний и т.д., и, превыше всего, пути бескорыстного исполнения долга. Таким путем возникли три типа “популярных йог”, а именно — йоги головы, сердца и руки, т.е. Джнана Йога, Бхакти Йога и Карма Йога. Первое ясное и недвусмысленное изложение этих йог находится в Бхагавад Гите, а Господь Кришна занимает по отношению к ним такое же положение, как Патанджали к четырем традиционным типам.

Но нужно отметить, что эти три типа нельзя классифицировать как совершенно отдельные. Каждая из них едва ли может выполняться сама по себе, при полном исключении остальных. Они просто указывают на преобладающие и внутренне присущие черты в натуре стремящихся. Чисто теоретическое знание йоги без преданности и действия подобно дереву, лишенному листвы и плода, и пригодному только для топора дровосека. К тому же, преданность сама по себе бессмысленна, если не имеешь интеллектуального понимания и фактического опыта предмета и не борешься за это активно. Действия сами по себе, хорошие или плохие, без преданности и знания, держат человека в постоянном рабстве, как оковы из золота или стали, потому что оба вида имеют одинаковую связывающую силу и эффективность. Этот мир — КАРМА КШЕТРА, или поле действия, и все действия, выполненные на плане чувств без различающего знания и любящей преданности, приносят плод, который деятель должен пожинать, хочет он этого или нет. Только действие, выполненное без привязанности и желания плода, может принести свободу. Поэтому, нужно стать НЕХ-КАРМА в этом КАРМА БХУМИ, чтобы избежать колеса кармического рабства. Закон Кармы суров и неумолим, и человек не должен без необходимости продолжать делать кармы бесконечно и оставаться в вечном рабстве.

Только тот свободен от связывающего эффекта карм,

Кто общается со Святым Словом.

                                                  Гуру Амар Дас

Таким образом, система йоги является, в сущности, единым целым и не может быть разделена на какие-то искусственные классификации. В Бхагавад Гите, или Небесной Песне, которая прежде всего является ЙогаСутрой, принц йогов, Господь Кришна, дает ясное изложение различных типов йог принцу-кшатрию Арджуне, чтобы убедить его в важности СВАДХАРМ, или Пути Долга, определенного с различных точек зрения, ибо работа — это не что иное, как поклонение в истинном смысле слова, если понимать ее как таковую и делать ее без привязанности к ее результату.

.

Теги статьи: ,

Комментарии отключены.