3.5. Джнана Йога, или Йога Знания

(Правильное Различение)

Путь Джнана — для тех, кто одарен сильным интеллектом или сообразительностью и имеет тонкую интуицию, способных проникнуть в причины вещей, чтобы достичь ядра реальности. Это означает правильное различение и знание, самую первую неотъемлемую часть в восьмиричном пути праведности, провозглашенном Буддой. Именно от правильного понимания истинных ценностей жизни последует в правильном направлении все остальное, так как без правильного и точного знания Истины все усилия с самыми лучшими намерениями, вероятно, пойдут вкривь и вкось и приведут нас рано или поздно к трудностям.

Важность истинного знания ощущается фактически во всех аспектах йоговской жизни, будь то Карма Йога или Бхакти Йога. В Карма Йоге нужно знать и понимать, что человек имеет право на действие или работу, но не на результат этого. Так как невозможно не делать работу, то работу нужно выполнять в истинном духе своего долга, посвящая ее Господу, с разумом, фиксированным на Нем. Отказ от привязанности к результатам приносит ровность характера, и в спокойной самоотдаче заключается истинная йога созерцания, совершенный покой, порожденный полным подчинением своей жизни Богу.

Также в Бхакти Йоге бхакта, или поклоняющийся, должен в качестве предварительного шага понять истинное значение бхакти, или преданности Господу, а затем развивать в себе правильную перспективу, которая может позволить ему видеть свет своего ИШТ-ДЭВА не только в человеческих существах, но и в каждой форме жизни.

Короче, путь Джнана Йоги делает ударение на истинном знании самой сокровенной Реальности, то есть истинной природы атмана. “Самосозерцание”, лейтмотив истинного джнани, пытается упражнением правильного различения отделить гигантское на вид маленькое “я” (внешнего человека) от маленького великого “Я” внутри (внутреннего человека), так как “я” — враг “Я”, и соответственно тренируемое “я” становится другом “Я”. Цель этой йоги — изгнать тьму невежества факелом знания. Это высоко аналитический путь, и для его успешной работы нужно тщательно придерживаться трех вещей:

1) ШРАВАН, или слушание: слушание священных писаний, философских рассуждений, и превыше всего, живых Мастеров духовности с личным опытом Реальности, которые могут передать свой жизненный импульс тем, кто вступает в контакт с ними, так как именно в обществе истинно пробужденной души человек пробуждается от своей долгой спячки.

2) МАНАН, или мышление: оно состоит в интенсивном и вдумчивом обдумывании услышанного и понятого, чтобы конкретизировать абстрактное и сделать интеллектуальные понятия пульсом сиюминутной жизни посредством тщательного упражнения различения, которое на каждом шагу отличает истину от лжи. Это приводит к освобождению души человека от петли эгоизма всеми возможными средствами по его команде. Это похоже на взбивание масла из пахты.

3) НИДХЬЯСАН, или практика: она состоит в перенесении центра тяжести с эфемерного и меняющегося “я” на постоянное и вечное “Я”, с окружности в центр своего существа. Это постепенно вызывает непривязанность к парам противоположностей — богатству и бедности, здоровью и болезни, славе и позору, удовольствию и боли и т.д. — в которых все имеют тенденцию плыть по течению в обычном ходе существования.

Путь Джнана — укороченный путь к йоге, но он пугающе крутой, и очень немногие могут принять его. Он требует редкого сочетания острого, как бритва, интеллекта и интенсивной духовной жажды, которыми обладают лишь немногие, типа Будды и Шанкары.

Однако, путь может стать ровным, если человек по чрезвычайно счастливому случаю встретит Мастера-душу. Сант Сатгуру может своей длинной и сильной рукой вытащить претендента прямо из бездонного вихря жизни чувств без необходимости для него делать слишком много садхны.

.

Теги статьи: , ,

Комментарии отключены.