3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности

Тот, кто с непоколебимой преданностью (Бхакти Йога) служит Богу, перешел за пределы берегов и подходит для спасения.

                                                  Бхагавад Гита

Это есть йога поклонения с любящей и живой верой, абсолютной и твердой, в своего ИШТ-ДЭВА, или объект своего почтительного обожания. Это очень популярный путь, самый подходящий для тех, кто наделен эмоциональной склонностью разума. Бескорыстная преданность — ключ к успеху на этом пути. Бхакта, или преданный, всегда восторгается в восхищенных нотах и всегда занят пением гимнов хвалы своему Господу, и никогда не устает от них. Он стремится отличаться от джнани как в своем взгляде на жизнь, так и в своем подходе к Богу, так как вместо поиска истинного “Я”, которое является также Брахманом, он устанавливает дуализм между собой и Богом, которого он обожает как отдельное и высшее существо. Но этот дуализм не обязательно окончательный; бхакта знает секрет — становишься тем, кого обожаешь.

Культ бхакти занимает важное неотъемлемое место во всех йоговских садхнах. Джнанину он обеспечивает существенную поддержку в форме преданности причине самопознания. В Карма йоге он проявляется в форме следствия и находит свой расцвет в действиях любящей преданности общему благу всех созданий, так как все они — творение Бога.

Путь бхакти характеризуется тремя существенными чертами: ДЖАПА, ПРЕМ и символическим представлением объекта поклонения.

1) ДЖАПА: это означает постоянное воспоминание и повторение имени Бога; вначале устно, посредством языка, а затем мысленно. Все верующие занимаются этой практикой независимо от того, какая у них религия. Практика перебирания четок широко распространена в мире. Их индусское название — МАЛА, христианское — четки, а мусульманское — ТАСБИХ. Если это не выполняется с преданностью и концентрацией, оно не достигает цели, так как рискует стать механическим. Так, в некоторых странах вся практика превратилась в простое вращение колеса, на котором написаны различные молитвы, только рука занята этим, а разум вместо фиксации на Боге свободно блуждает в мирских мыслях.

2) ПРЕМ БХАВА, или любящее отношение, принимает многообразные формы у бхакты. Иногда он принимает роль ребенка и цепляется за Бога, как за своего отца или мать; в других случаях он полностью меняется ролями и играет с Ним, как со своим ребенком. Иногда он занимает позицию друга и компаньона (сакха-бхава), любящего, томящегося по своей возлюбленной супруге, преданного раба своего Хозяина или пьяницы к вину, как мы находим в четверостишиях Омара Хаяма. Все это зависит от различных настроений и пристрастий. Христос всегда говорил о Боге как об “Отце”, Парамаханса Рамакришна обожал Его как “Мать”, Арджуна, принц-воин, и Мира, раджпутская принцесса, всегда считали Его САКХА другом и компаньоном, а Гопи пели песни муки и горя, как любая влюбленная девушка о своем любимом.

3) Затем следует избранный символ Господа. Каждый имеет свое понятие об инкарнациях и проявлениях Бога. Как Безымянное принимает много имен, так и Бесформенное появляется во множестве форм, согласно желаниям своих поклонников. Один может находить Его в камне, как делал Садна, другой — в идоле, так как Он внутренне присущ всем формам и отвечает на молитвы всех Его искренних бхакта и никогда не позволяет им опуститься. Можно, конечно, служить Господу, когда Он появляется как Богочеловек, Учитель человечества, такой как Будда, Христос, Кабир, Гуру Нанак, которые своим присутствием освещают мир.

Процесс бхакти постепенно расширяет кругозор бхакты до тех пор, пока он не увидит свет своего избранного идола пронизывающим все в нем и вокруг него и не начнет чувствовать себя расширяющимся от любви до того, что он обнимет все творение Бога. Такова кульминация, к которой любовь приводит его. Этот процесс прекрасно проиллюстрирован в наше время жизнью Шри Рамакришны. Сначала он поклонялся Божественной Матери как идолу в храме Дакшинешвар, затем — как принципу, который проявляется во всех хороших и святых вещах, и наконец — как духу, пронизывающему все, зло не меньше чем добро, считая даже куртизанку его проявлением. Стадии прогресса истинного бхакты от дуализма к монизму, от ограниченной личности к всеобщности, традиционно называются так:

а) САЛОКЬЯ: стадия, на которой поклоняющийся желает пребывать в той же области, что его Любимый.

б) САМПРИЯ: стадия, на которой он хочет пребывать не только в той же области, но также в тесной близости к своему Любимому.

в) САРУП: стадия, на которой поклоняющийся желает для себя ту же форму, что у его Любимого.

г) САЮДЖА: финальная стадия, когда поклоняющийся не удовлетворяется ничем, кроме как стать единым с Божеством.

Когда бхакта достиг конца своего пути, он больше не видит никакой двойственности, а созерцает одно Божество, пронизывающее все и везде. Он может продолжать говорить о Нем в привычной манере, как об Отце или Матери, но он больше не знает никакого различия между этой Сущностью и собой, о чем мы читаем высказывания Христа: “Я и Отец Мой — Одно”.

.

Теги статьи: ,

Комментарии отключены.