3.7. Карма Йога, или Йога Действия

Карма — это сущность жизни, будь то жизнь человека или Бога, Владыки Кармы. Кармы, которые выполнены правильно, в духе служения Божественному, могут привести к духовному освобождению.

Кармы, или действия, бывают двух типов: хорошие и плохие. Хорошие дела — это такие, которые направлены на приближение нас к нашей духовной цели, в то время как плохие дела отдаляют нас от нее. Нет удовольствия более высокого и постоянного, чем возникающее от открытия вновь своего истинного “Я”, которое действительно является нахождением своей идентичности с миром вокруг.

Жизнь во всех ее формах характеризуется активностью, изменения закон жизни. Ни один человек не может обойтись без действия, даже на долю секунды. Вордсворд описал это состояние вечной активности так:

Глаз не имеет выбора, кроме как видеть,

Мы не можем заставить ухо быть глухим,

Наши тела чувствуют, где бы они ни были,

По нашей воле или против нее.

В этом случае все, что человеку нужно сделать — это возвысить ход своих действий от начала до конца настолько, чтобы они очистились от шлака низких и скверных желаний и чувственных отношений. Бескорыстное служение человечеству — высшая добродетель. “Служение другим прежде, чем себе” должно быть ведущим принципом в жизни. Поскольку вся жизнь исходит от Бога, источника жизни и света, жизнь должна быть постоянно посвящена Ему, безо всякого желания результата этого. БРАХМСТХИТИ, или установленность в Брахмане, приходит не отказом от работы (САИВЬЯС), а отказом от желания ее результата (ТЬЯГА). Не работа, а именно побудительная сила за работой связывает нас и балует эго.

Карма, чтобы быть средством МОКША, или освобождения от разума и материи, должна удовлетворять трем условиям:

1) Истинное знание более высоких ценностей жизни: сама Жизнь, будучи непрерывным принципом, внутренне присуща всем формам творения и поэтому достойна уважения и обожания. Это реалистический аспект Кармы.

2) Искренние и любящие чувства ко всем живым существам, от так называемых низших до высших. Это эмоциональный аспект Кармы.

3) Карма должна выполняться с активной волей, без страха наказания или надежды на воздаяние. Иными словами, она должна быть спонтанной, автоматически вытекающей из специфической природы человека (СВАДХАРМА), то есть из чувства долга — работа ради работы, а не по какому-либо ограничению или по принуждению. Человек — не просто создание обстоятельств, он имеет волю, посредством которой может изменять свое окружение и направлять свою собственную судьбу. Это волевой аспект Кармы.

Человек, живущий полностью для других, живет не для себя и не позволит своему эго раздуваться от мыслей об обладании. Будучи полностью непривязанным духом, карма йог живет в полном отмежевании от своего обычного “я”.

Кто выполняет задачу, продиктованную долгом,

не заботясь вовсе о результате действия, тот — йог.

                                                  Бхагавад Гита

Короче, “бескорыстная преданность долгу” — ключ к успеху на пути действия. При исполнении долга нужно подняться над чувственными объектами, чувствами, разумом и сознательной волей, чтобы все, что делается от полноты своего бытия, было спонтанным действием в свете атмана и праведным действием, давая возможность видеть деятельность в бездействии и бездействие в деятельности и быть неподвижной точкой в вечно вращающемся колесе жизни, которая находится сразу и в деятельности, и в бездействии. Таким образом, “правильно выполненное” и “правильно отвергнутое” действия ведут к одной и той же цели, так как именно правильное понимание природы действия приводит к йогическому состоянию.

Итак, таковы три основных типа йоги, предназначенных и приспособленных согласно человеческой натуре. Каждый получает мистический зов к тому, к чему он склонен по своему темпераменту. Рассудительному философу, одаренному логическим умом, он приходит так: “Оставь все иное и познай меня”. Стремящийся к духовности, наделенный эмоциональным умом, получает его таким: “Оставь все иное и потеряйся в моей любви.” А высоко практический и активный ум получает такой зов: “Оставь все иное и служи мне”.

Как уже сказано, эти три подхода частично совпадают и не могут быть полностью разделены. Что-то от бхакта и карма-йога присутствует в истинном джнани; что-то от джнани и карма йога — в истинном бхакте; и что-то от джнани и бхакты — в истинном карма-йоге. Дело не в исключительности, а в преобладающей тенденции.

.

Теги статьи: ,

Комментарии отключены.