6.1.3. Таоизм

Обратившись к Китаю, мы обнаруживаем, что лучшее из буддистской мысли перешло в религиозные традиции китайцев. Но вместе с этим, мы можем заметить собственное учение Лао Цзы, отца китайского мистицизма (ХУАНЧАО), или Таоизма. Термин ТАО, означающий “дорогу” или “путь”, имеет в виду скрытый “принцип вселенной”.

Лао Цзы говорит о Тао как об “Абсолютном Тао”, являющимся “Сущностью” и “Квинтэссенцией” (духовной истиной), совершенно отличной и все же имманентной в своих проявлениях. Как индийские мистики различали между Аум, который мы поем, и Аум, который является Неописуемым, Невыразимым, Бессловесным Словом, точно так же и Лао Цзы говорит нам:

Тао, о котором можно говорить,

Не является Абсолютным Тао;

Имена, которые можно дать,

Не являются Абсолютными Именами.

О характере Тао далее говорится:

Тао — всепроникающий,

И его польза неистощима!

Неизмерима!

Как источник всех вещей.

И еще:

Великий Тао течет везде,

(Как поток) Он может идти налево или направо.

Мириады вещей получают свою жизнь от него,

И Он не отрицает их.

И снова:

Тао не делает никогда,

Однако через Него сделано все.

В книге II, где речь идет о применении Тао, дан Принцип Реверсии:

Реверсия — действие Тао,

Тонкость — функция Тао,

Вещи этого мира приходят от Бытия,

А Бытие приходит от Небытия.

Тао — источник всего знания:

Не выходя за дверь,

Знаешь, что происходит в мире. Не выглядывая из окна,

Можно видеть Тао Небес.

Чем дальше овладеваешь знанием,

Тем меньше знаешь.

Поэтому мудрец знает без суеты,

Понимает без видения, совершает без делания.

Великая Гармония Тао, таинственный секрет вселенной, становится проявленной:

Когда мистическая сила становится чистой,

Далеко достигающей,

И вещи возвращаются обратно (к их источнику),

Тогда и только тогда возникает Великая Гармония.

О своих учениях, как и об учениях великих мудрецов, он говорил:

Мои учения очень легко понять и очень легко практиковать,

Но никто не может понять их и никто не может Практиковать их.

В моих словах есть принцип,

В делах человека есть система,

Поскольку они не знают их,

Они не знают также и меня.

Так как немногие знают меня,

Поэтому я выдающийся.

Поэтому мудрец одевает грубую ткань,

Но носит нефрит внутри своей груди.

И наконец, говоря о Пути в Небеса, он говорит:

Истинные слова — не красиво звучащие,

Красиво звучащие слова — не истинные.

Добрый человек не спорит;

Тот, кто спорит — не добрый человек.

Мудрый не знает много вещей;

Тот, кто знает много вещей — не мудрый.

Мудрец не накапливает (для себя).

Он живет для других людей,

И становится богаче в себе самом;

Он дает другим людям

И имеет большее изобилие.

Тао Небес благословляет, но не вредит.

Путь мудреца в завершении, но не в состязании.

Из приведенного выше ясно, что Тао — это Путь, Путь к Реальности, невыразимой и трансцендентальной, самой основе всего существования, лону, из которого возникает вся жизнь. Он приходит только через развитие спокойствия, или избавление разума от вещества разума, спокойствия, которое лишь немногие могут практиковать, наслаждаться им и излучать его другим. Процесс приближения к внутреннему лежит через реверсию и очищение духа путем отстранения “я”.

“Жди в молчании и сияние духа придет и займет свое место.” Именно с помощью метода бдительного наблюдения и ожидания разум становится чистым и спокойным. Такому разуму Природа отдает свою тайну. ВЕ ВЕЙ, или “Созидательное Спокойствие”, содержащее и означающее сразу “высшую активность” и “высшее расслабление”, жизненно необходимо для реализации Тао. Именно “жизнь, проживаемая без напряжения” действует как магическое заклинание. Тао действует без действия и никогда не может быть изучено, и поэтому “благоразумный человек предпочитает внутренний глаз внешнему”. Путь Тао всегда находится в согласии с природой и приходит через стремление к простоте. Это образ жизни, и нужно жить так, тогда это приносит всеобъемлющую непрерывность Тао.

Но сейчас таоизм без Лао Цзы потерял свое первоначальное глубокое значение и приобрел вторичный смысл, означая просто Путь Вселенной, или Путь, согласно которому индивидуум может упорядочить свою жизнь, и трудно увидеть, насколько он самостоятельно может подойти к Тао, упорядочивая свою жизнь без Мастера-души, который поставит его на Путь.

.

Теги статьи:

Комментарии отключены.