6.4. Сикхизм

Сикхизм — самая молодая из мировых религий, прослеживающая свое происхождение от Гуру Нанака, первого в последовательности десяти великих Гуру. Как другие веры, он принял характер религии только в последующие времена. Его Мастера никогда не претендовали на какую-либо новизну своих учений. Фактически, они особо подчеркивали то, что их учения являются истинами, которым учили с незапамятных времен. Чтобы подчеркнуть всеобщность духовного послания, Гуру Арджан Дэв (пятый Гуру), составляя ШРИ АДИ ГРАНТХ, священное писание сикхов, собрал гимны и отрывки из мистических писаний святых всех каст и верований, включая мусульманина-ткача Кабира, джата (крестьянина) Дханну, сапожника Рави Даса, мясника Садну и других.

Сикхские священные писания занимают уникальное положение в религиозной истории. Они представляют не только намеренную попытку показать единство всех религий, но и составлены на языке, который является еще живым, а не делом прошлого. Поэтому они не потеряли ничего из своей первозданной свежести и не похоронены полностью в дебрях теологического истолкования. Они написаны, в основном, в форме религиозной лирики, и их привлекательность не только в описании. Они говорят о человеке в целом, поют о его проблемах, его слабостях, тщетности мира и вечности Абсолюта, призывая его ко все большим и большим усилиям в направлении к его Божественному Дому. Язык, используемый ими, поддается сжатости, свободно обходясь без союзов, этим давая возможность своим поэтическим и музыкальным элементам быть использованными с огромным эффектом. Ищущая философия и глубокая метафизика присущи каждой фразе, тем не менее эти произведения говорят прямо с сердцами людей, на языке, которым они пользуются, их значения неистощимы, и это оставляет отпечаток на всем.

Более того, сикхская вера, появившаяся из учений не одного, а непрерывного ряда великих Мастеров, раскрывает почти каждый важный аспект духовного поиска человека. Если Будда подчеркивал необходимость непривязанности и умеренности, Христос — любви, то сикхские учения преуспели в подчеркивании всех граней. Кроме того, будучи сравнительно недавнего происхождения, записи о личной жизни десяти великих Гуру сохранились, и мы много знаем об их путешествиях и действиях. Ничего подобного неизвестно о Мастерах-душах, давших индуизму его Упанишады. Они говорят, как отдаленные голоса, доходящие до нас из далекого мифического прошлого.

Внутренний путь — это путь практический, и человеку нужна не только философия, но и демонстрация чьей-то жизни, которая иллюстрирует ее. Читаем ли мы о смирении Нанака, ходившего пешком с места на место, неся духовный факел, или о Гобинд Сингхе, последнем из десяти Гуру, ездившем верхом с одного конца страны в другой, организуя своих последователей в братство, которое смогло встретить силу силой и успешно сопротивляться угрозе физического истребления фанатичным императором Аурангзебом, мы понимаем снова и снова, что жизнь Бога — это внутреннее совершенство, образ существования, самоосуществление, и она не должна смешиваться с интеллектуальной философией или метафизическими загадками. Тот, кто завоевал такую духовную свободу, не может быть затронут или запятнан внешним действием, ибо Он сделал Волю Бога своей собственной и не делал ничего сам. И поэтому, ведя своих воинов воевать с моголами, Гуру Гобинд Сингх все же мог петь:

Сач Кахун, сун лейо сабхай

Джин прем кийо, тин хе Прабх пайо.

Истинно, истинно Я говорю вам,

Те, кто любил, нашли Бога.

Попытаться изложить мистическое послание великих сикхских Гуру означало бы повторить большую часть того, что уже сказано в предыдущей главе. Ибо учения Нанака и Кабира (его современника) представляют окончательное развитие мистицизма внутреннего видения и слышания в Путь Сурат Шабд Йоги. Оба великих Мастера, один был первым в линии сикхских Гуру, а второй — ткачом из Варанаси (прежде Бенарес), были неутомимы в подчеркивании неэффективности внешнего ритуала, интеллектуального умствования и йоговского аскетизма:

Сант мата кучх аур хаи Чхадо чатураи

Путь Мастеров отличен,

Оставь свои интеллектуальные тонкости.

                                                  Кабир

Невозможно понять Его размышлением,

Даже если размышлять веками.

Невозможно достичь внутреннего покоя внешним молчанием,

Даже если сидеть немым веками.

Невозможно ни купить удовлетворенность

за все богатства мира,

Ни достичь Его всей изобретательностью разума.

                                                  Нанак

Оба святых порицали кастовые различия и одинаково подчеркивали единство всей жизни, единство духа, который поддерживает все, они неоднократно заявляли, что высший и самый достижимый метод единения с Богом пролегает через путь НААМ, или ШАБД. В самом деле, никакие священные писания не настаивают так на всепроникающей способности Слова, как писания сикхов или Кабира, подборка которых, как уже упоминалось, была включена Гуру Арджан Дэвом в Шри Ади Грантх. Внутренний свет, АНТАР ДЖОТ, и внутренняя музыка, ПАНЧ ШАБД или Слово из пяти мелодий, музыка которого беспредельна (АНХАД БАНИ), являются повторяющейся темой почти во всех произведениях, содержащихся в Грантх Сахиб.

ДЖАП ДЖИ Гуру Нанака, которое фигурирует как пролог к Грант Сахиб, может послужить иллюстрацией духовных богатств, содержащихся в сикхских священных писаниях. Это чудесное лирическое произведение, замечательное своей поэтической красотой и даже больше — Божественными высотами, которых оно достигает. Оно открывается рассуждением о природе Абсолютной Реальности как отличной от феноменальной:

Есть Одна Реальность, Непроявленный Проявившийся;

Всегда существующий, Он есть Наам (Сознательный Дух);

Создатель, проникающий во все;

Без страха, без враждебности;

Вневременной, Нерожденный и Самосущий,

Совершенный в Себе.

                                                  Пролог

Эта Реальность находится за пределами человеческого рассудка и понимания:

Невозможно понять Его рассудком,

Даже если рассуждать веками.

                                                  Станса 1

И все же Его можно достичь, и путь, ведущий к Нему — единственный:

Есть Путь, о Нанак: сделать Его Волю нашей собственной,

Его Волю, которая уже выполняется в нашем существовании.

                                                  Станса 1

Это нечто, что находится не вне нас, а внутри; это часть нашего существа, сама наша сущность, и все, что нужно — это настроиться на Него, так как быть настроенным на Него означает быть свободным от рабства эго и, следовательно, майи:

Все существует по Его Воле;

И ничто не стоит вовне;

Настроенный на Его Волю, о Нанак,

Полностью свободен от эго.

                                                  Станса 2

Как можно настроиться на Божественную Волю? Ответ дается в самом начале:

Через благосклонность Его истинного слуги, Гуру,

Он может быть познан.

Эта тема рассматривается в Стансе 16 более детально:

Святой (персонифицированное Слово) принимается

При Его Дворе и является главным избранником в нем;

Святой украшает порог Бога и почитается даже королями;

Святой живет Единым Словом и медитирует на Него.

Дар истинного Мастера — это дар Наама, в котором Он Сам — адепт. Это Слово есть проявление Воли Бога и Его Владычества, и Оно находится в сердце всех Его созданий:

По одному Слову Его это обширное творение зацвело к бытию,

И тысячи потоков жизни возникли к существованию.

                                                  Станса 16

Путь к единению с Волей Бога проходит через настроенность на Слово:

Общаясь со Словом, становишься обителью всех добродетелей;

Общаясь со Словом, становишься шейхом, пиром и истинным

духовным царем;

Общаясь со Словом, духовно слепые находят свой путь

к Реализации;

Общаясь со Словом, пересекают Безграничный Океан иллюзорной материи;

О Нанак! Преданные Ему живут в постоянном экстазе,

так как Слово смывает весь грех и горе.

                                                  Станса 11

Именно поэтому Нанак заявляет:

Возвышен Господь и возвышенна Его Обитель;

Еще более возвышенно Его Святое Слово.

                                                  Станса 24

Описав природу Абсолюта и путь, ведущий к слиянию с Ним, Нанак продолжает рассказывать нам о том, что требуется для успешного продолжения путешествия. Необязятельно, заключает он, превращаться во внешнего саньясина; все, что нужно сделать — быть саньясином в духе, обходясь без внешних форм, и вместо этого внедрять внутренние добродетели:

Пусть удовлетворенность будет твоими серьгами,

стремление к Божественному и уважение к высшему “Я” —

твоей котомкой, а постоянная медитация на Него — твоим пеплом,

пусть готовность к смерти будет твоим плащом,

и пусть твое тело будет, как целомудренная дева.

Пусть учение твоего Мастера будет твоим посохом.

Высшая Религия — подняться к Всеобщему Братству

И считать все создания равными себе.

Победи свой разум, так как победа над собой

Это победа над миром.

Приветствие, приветствие Ему одному,

Изначальному, Чистому, Вечному,

Бессмертному и Неименному во все века.

                                                  Станса 28

Наконец, в заключительных разделах Джап Джи Гуру Нанак дает нам общую перспективу паломничества духа. Первое царство, над которым нужно подняться — план ДХАРМ КХАНД — Царство Действия, или мир добрых и злых деяний, каким мы знаем его. Следующим идет ГЬЯН КХАНД, или Царство Знания, первое из внутренних Небес, полное богов и полубогов:

Бесчисленны его элементы, воздух, вода и огонь,

И бесчисленны Кришны и Шивы, и бесчисленны Брахмы,

Придающие форму различным творениям

Бесчисленных форм и оттенков.

Бесчисленны Поля Действия, бесчисленны золотые горы…

Бесчисленны источники творения, бесчисленны гармонии,

Бесчисленны слушающие их, и бесчисленны последователи Слова,

Бесконечно и нескончаемо, о Нанак, это царство!

                                                  Станса 35

Если правящей силой этой сферы является знание, то в следующей, САРМ КХАНД, или Царстве Блаженства, ею является экстаз. Этот план — за пределами описания, и кто бы ни пытался описать его, должен пожалеть о своей глупости. В нем, наконец, душа освобождается от своих ментальных придатков и окончательно становится самой собой:

В нем разум, рассудок и понимание испаряются,

“Я” становится самим собой,

И развивается проницательность богов и мудрецов.

                                                  Станса 36

Но “еще выше” находится КАРМ КХАНД, Царство Милости — милости, заработанной с помощью праведного действия и медитации:

Здесь Слово есть все во всем, и ничто иное не преобладает,

Здесь пребывают храбрейшие из храбрых, победители разума,

Напитанные Божественной Любовью…

Все сердца наполнены Богом, они живут

За пределами досягаемости смерти и иллюзии.

                                                  Станса 37

Это царство, где душа, наконец, избавляется от суеты относительности: оковы времени, смерти и изменения больше не воздействуют на нее. Но хотя она пребывает в постоянном присутствии Господа, она может двигаться еще дальше, чтобы слиться с Его Бесформенным Состоянием:

Сач Кханд, или Царство Истины,

Есть место Бесформенного,

Здесь Он создает все творения, радуясь в творении,

Здесь много сфер, небесных систем и вселенных,

Считать которые — значит считать бесчисленное.

Здесь из Бесформенного небесные плато и все иное

приходит в форму,

Всему суждено двигаться согласно Его Воле.

Тот, кто благословлен этим видением,

Радуется в созерцании этого.

Но, о Нанак, такова Его красота, что пытаться описать ее —

Значит пытаться сделать невозможное.

                                                  Станса 37

Мир будет продолжать катиться по рельсам добрых и злых деяний, зажатый в пределах Кармы, но:

Для тех, кто общался со Словом, окончатся их труды.

Их лица сиять будут славой, спасенье получат они.

И многие с ними, о Нанак, найдут свободу свою.

                                                  Финал

Таким было возвышенное послание не только Гуру Нанака, но также Его преемников. Их слово пламенело, как летний огонь на равнинах Пенджаба, сметая все ложные кастовые различия, созданные упадочным брахманизмом. В то время, когда религиозный фанатизм между индусами и правящими мусульманами возрастал, оно продемонстрировало единство всех истинных религий, очищая индуизм от его раболепства перед внешним ритуалом и ставя перед исламом более высокий внутренний идеал, забытый им во внешних именах и формах.

Не случайно, что суфийская традиция и сикхское религиозное движение расцвели в одно и то же время. В самом деле, история во многих случаях намекает на активное сотрудничество между ними. Некоторые из сикхских Гуру, особенно Гуру Нанак и Гуру Гобинд Сингх, а также их последователи, такие как Бхаи Нанд Лал, владели персидским языком и оставили изысканные сочинения на этом языке. Гуру Нанак, говорят, путешествовал в Мекку и, как и Его последователи, имел много учениковмусульман; а суфи-мистики вроде Хазрат Миан Мира были в хороших отношениях с Гуру Арджаном. И суфи, и сикхские Мастера не были привязаны к догме и учили уроку всеобщего братства. Они воздействовали друг на друга, и важно то, что Сурат Шабд Йоге, или Йоге Звукового Потока, уделяется равное внимание и в писаниях величайших суфи и в сикхских священных писаниях — факт, резюмированный Инаят Ханом в уже процитированном отрывке из его книги “Мистицизм Звука.”

Но учения всех великих Мастеров имеют тенденцию сводиться к религиям после того, как они оставляют этот мир. Учения сикхских Гуру не были исключением из правила. Хотя они еще оказывают глубоко возвышающее влияние на массы, они больше не побуждают их к мистическим усилиям, как когда-то они должны были делать. То, что когда-то искалось, чтобы подняться над всеми религиозными перегородками, само стало религией. То, что стремилось жестоко критиковать касту и упор на касту, постепенно развило определенное кастовое сознание. То, что стремилось прорваться через все внешние формы и ритуалы, разработало форму и свой собственный ритуал. В каждой религиозной церемонии люди слышат пение стихов, воспевающих красоты внутри:

Все знания и медитация исходят из Дхун (Звукового Принципа),

Но что Это такое, не поддается определению.

                                                  Гуру Нанак

Истинное Бани (Слово) дается через Гуру

И реверберирует в Сукхмана.

                                                  Гуру Арджан

Не извлеченная ударом Музыка

Слышна по Милости Богочеловека,

Но немного тех, кто общается с ней.

                                                  Гуру Нанак

Совершенна Анхад Бани (Беспредельная Песнь),

И ключ к ней находится у Святых.

                                                  Гуру Арджан

И все же эти стихи поются без внимания или понимания глубокого духовного смысла, скрытого в них.

.

Теги статьи:

Комментарии отключены.