ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СНОСКИ

1. Каррель, Алексис (1873-1944) — доктор медицины и психиатрии, Нобелевский

лауреат(1912).

2. Юнг, Карл Густав (1875-1961) — швейцарский психологи философ-идеалист,

ученик Зигмунда Фрейда. Основатель «аналитической психологии»; отказавшись от

философских положений Фрейда, открыл собственную школу в Цюрихе.

3. Моисеев закон — законодательство, изложенное в Пятикнижии: Бытие, Исход,

Левит, Числа и Второзаконие.

4. Сократ (ок. 470-399 до н. э.) — великий греческий философ, родился в

Афинах. Свою философию излагал устно. Оклеветанный софистами, был осужден

на смерть.

5. Плотин (204-269) — известный философ неоплатонической школы, изучил

восточную философию. Учение Плотина представляет собой примирение греческой

философии с восточной.

6. Эмерсон, Ралф (1803-1882) — американский философ и поэт. По своим

взглядам относится к так называемому трансцендентальному направлению.

7. Трумэн, Гарри (1884-1972) — американский вице-президент при Франклине

Рузвельте. После смерти последнего стал президентом.

8. Бергсон, Анри (1859-1941) — влиятельный для своего времени философ,

преподававший во многих университетах и лицеях. Лауреат Нобелевской премии по

литературе (1927).

9. Плутарх (ок. 45-ок. 127) — исключительно плодовитый древнегреческий

писатель: известно около трехсот его сочинений. Ученик философа Аммония.

Философские сочинения Плутарха написаны в духе Платона.

10. Донн, Джон (1572-1631) — английский поэт и теолог. Автор сатир, которые не

печатались, но с энтузиазмом передавались из рук в руки; имел большое влияние на

литературу своего времени.

11. Скелтон, Джон (1460-1529) — английский поэт, известный саркастическим остроумием.

12. Томас-а-Кемпис (1379-1471) — немецкий мистик, известен также как Томас

из Кемпена. Прославился книгой «Подражания Христу».

13. Вордсворт, Уильям (1770-1850) — английский поэт, глава «Озерной школы».

14. Одиссей (лат. Улисс) — сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы, отец

Телемака, царь Итаки, 10 лет скитавшийся после падения Трои.

15. Куарлес, Франсис (1592-1644) — поэт. Его главным и самым популярным

произведением (хотя и холодно встреченным критиками) были «Символы».

16. Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) — один из трех великих греческих трагиков.

Слава его распространилась по всей Греции.

17. Карлейль, Томас (1795-1881) — английский историк и философ. Среди его

сочинений, отличающихся оригинальными взглядами и блестящим слогом, особенно

замечательны «Герои и героическое в истории» и «Оливер Кромвель». Проповедовал

культ героев, которые делают историю.

18. Семискорлупная обертка -теософы подразделяют астральную Сферу

Творения на семь подсфер.

19. Мильтон, Джон (1608-1674) — великий английский поэт. В поэме

«Потерянный рай» и ее продолжении «Возвращенный рай» обессмертил библейские

темы борьбы Неба и ада, падения человека.

20. Поп, Александр (1688-1744) — английский лирический поэт XVI II века.

Перевел «Илиаду», издал Шекспира, написал сатирическую поэму «Глупиада».

Лучшей его поэмой считается «Похищенный локон».

Сант-Сатгуру (Сант — Святой, Сат — Истина, Гуру — учитель) — человек (душа), достигший пятой сферы Творения, называемой Сач-Кханд (Сфера Истины), или сферы первою и главного проявления Бога-Абсолюта.

Сант-Сатгуру проявляет в своих действиях качества богов, составляющих индуистскую Троицу: Брахмы, Вишну и Шивы, которые символизируют принципы созидания, сохранения и разрушения. Как Брахма, Он наделяет ученика Божественной мудростью и знанием и таким образом дает ему новое рождение — рождение в духе. Как Вишну, Он защищает и охраняет ученика от всяческих опасностей и как Шива разрушает в нем его дурные и пагубные качества. Однако Он является не только всем этим вместе, но и чем-то гораздо большим, а именно воплощением первого и главного проявления Бога-Абсолюта (в пятой сфере Творения — Сач-Кханд), называемым Сат-Пуруш.

Астральное и причинное тела — тела, состоящие соответственно из всё более разреженной и тонкой материи (в сравнении с материей, существующей в физическом мире) и дающие душе возможность действовать в этих посмертных сферах Творения, восьми общим счетом. Первая сфера Творения (считая снизу) есть сфера физическая, вторая — астральная, а третья — причинная, или сфера разума (прим. пер.).

Сант-Сатгуру дает посвященным метод подъема истинного человека (души) из его временной обители (тела) в потусторонние миры, причем до наступления смерти человека на Земле (прим. пер.).

Богочеловек — Мастер или Святой, Сант-Сатгуру. См. сноску 1.

Мир относительности — физический мир.

Йоги — занимающиеся йогой.

Йогишвар — мастер йоги, который с помощью духовных упражнений достиг конца второй сферы Творения.

Пинда — физическая сфера. Сфера первая.

Анда — астральная сфера. Сфера вторая.

Брахманд — сфера разума. Сфера третья. См. сноску 132.

Пар-Брахманд — сфера сверхразума. Сфера четвертая.

Сач-Кханд- сфера Истины. Сфера пятая. Подробно см. в сноске 52.

Алак — сфера Неописуемая. Сфера шестая.

Агам — сфера Непостижимая. Сфера седьмая.

Сурат Шабд Йога. Сурат — душа человека, сознание, внимание. Шабд — вибрационный, творящий, сознательный поток, Музыка Сфер, Слово, Жизнь или Бог в действии. Йога — учение. Сурат Шабд Йога есть эзотерическая духовная практика слияния с Абсолютом путем единения души (Сурат) с Богом в действии.

Священное Слово — Бог-Абсолют в творящем вибрационном действии, порождающем Свето-Звук. Кроме Бога-Абсолюта и Бога-Абсолюта в творящем вибрационном движении мириад различных длин волн (СЛОВО) во всем Мироздании ничего нет (Ади Грант Сахиб M5Gauri, с. 275- 278). Сант Кирпал Сингх в своем труде «Секрет Смерти» употребляет следующие названия (синонимы) «Слова»: Шабд, Наам, Сила Бога, Дух Бога, Святой Дух, Свет Жизни, Музыка Жизни, Музыка Сфер, Свет Бога, Жизненный Поток и др. Мусульмане называют «Слово» Банг-и-Асмани, индуисты — Шрути, также известны и другие названия, как-то: Над, Банг-и-Илахи, Сароша и т.д. (прим. пер.).

Бог-Абсолют — Безымянный, Бесформенный, Непроявленный, Несозданный, Самосуществуюший, Непознаваемый, Океан Безмолвия и блаженства. Вечный и Бесконечный, Неизменный, Совершенный, Неописуемый, хотя цифра 1,или Первый, Последний и Единственный, дает нам некоторое понятие о Нем, составляющем восьмую, наивысшую и бесконечную сферу Он отделен от Своего Мироздания, но в проявленном состоянии Он составляет это Мироздание (Слово) (Саван Сингх. Философия Мастеров. Том 4, с. 13-24).

См. сноску 139.

Тулси Сахиб, Шам Рао Пешва (1763- 1843) — отказался от трона царства Пууны и Ситары во имя духовности; великий поэт и Святой из Хатраса (около Агры). Совершенный Мастер Сант Мата (Пути Мастеров, или Сурат Шабд Йоги) и автор «Гхат Рамаяны» — «Внутренней Рамаяны»: духовной интерпретации эзотерических Истин, содержащихся в эпосе «Рамаяна». Учитель Соами Джи Махараджи из Агры.

Шамаз-и-Табриз — мусульманский Святой, знаменитый мистик из Тебриза в Персии; Мастер Маулана Руми. Умер мученической смертью.

Арджан, Гуру( 1563-1606) — Пятый по счету Гуру сикхов; ученик, младший сын и духовный наследник Гуру Рам Даса. Завершил постройку Золотого Храма сикхов в Амритсаре. Закончил Священные Писания сикхов «Гуру Ади Грант Сахиб».

Коран, Алкоран — главная Священная книга мусульман, содержащая изложение их учения; составлена преемником Магомета Абу-Бекром по преданиям и записям.

На Земле — в материальной, или физической, сфере Творения.

Полюс — живущий на Земле совершенный Мастер (прим. пер.).

Зороастр (Заратустра) — преобразователь народной религии в Персии, живший задолго до царя Кира. В учении его добро олицетворяется в лице Ормузда, который ведет постоя иную борьбу с началом зла и тьмы — Ариманом. Единственным предметом почитания служил огонь — символ Света. В Западной Индии и в Пакистане последователи Зороастра называются парсами.

Конфуций, Кун-фу-цзы — великий китайский ученый и реформатор (551-479 гг. до н.э.), проповедовал добродетель и справедливость.

Кабир (ок. 1440-ок. 1518) — великий индийский поэт-Святой из Бенареса (Kashi). Считается

основоположником Сант Мата или учения Сурат Шабд Йоги. Современник Гуру Нанака. Его последователем был Дхарам Дас.

Нанак (1469-1539) — первый из десяти Гуру сикхов, считается ими основателем сикхизма, религии сикхов. Современник Кабира, был с ним тесно связан; продолжил его миссию, невзирая на религиозное и кастовое различие. Проповедовал практику внутреннего Звука (Наам, Шабд).

Соами Джи. Соами Шив Дайял Сингх (1818-1878) — великий Святой из Агры. Учитель Джаймал Сингха.

Баба Джаймал Сингх Джи. Также известен как Баба Джи (1839-1903) — военный, учитель Баба Саван Сингха.

Хазур Саван Сингх Джи (1858-1948). Родился в Пенджабе, инженер, ученик и преемник Баба Джаймал Сингха, жил в Беасе, учитель Сант Кирпал Сингха.

«Рухани Сатсанг». Рухани — встреча. Сатсанг — место, где говорит об Истине Сант-Сатгуру (прим. пер.)

Авеста — Священные книги древних персов, поклонявшихся огню и Солнцу.

Веды — индийская религиозная литература.

Упанишады (дословно: тайное учение) — брахминские рукописи (примерно 700-800 лет до н.э.), толкование Вед.

«Рамаяна» — самая древняя из эпических поэм на санскрите, написанная мудрецом Валмики, повествуете скитаниях Бога Рамы (считается 7-м воплощением Бога Вишну) и о похищении его жены Ситы Раваной, демоническим правителем Цейлона.

«Махабхарата» — национальный эпос Индии. Содержит божественные и героические рассказы, в которых рассматриваются индийские религиозные учения. Составлена в форме диалогов. 400-500 лет до н.э.

Бхагавад Гита («Песня Обожаемого») — часть «Махабхараты», одна из священнейших книг Индии; религиозно-философский эпос в форме диалога между Кришной и Арджуной, его учеником; синтез многих религиозных систем; изложение доступных путей к освобождению; около 300 лет до н.э.

Ади Грант Сахиб (Гуру Грант Сахиб) — Священные Писания сикхов.

Писание Соами Джи.

Гурмат Сидхант. Сант Мат — Учение Гуру и Святых.

Мекка — священный город мусульман в провинции Хиджаз (Саудовская Аравия). Месторождения Магомета, привлекающее ежегодно свыше 100 тысяч паломников; здесь, в большой мечети Эль-Харам, находится знаменитая Кааба со священным черным камнем.

Кааба — главная святыня мусульман: храм в Мекке, имеющий форму куба с ребром в 6 саженей. Водном из его углов замурован большой черный камень (Эсвад), оправленный в серебро (прим. пер.)

Дервиш — мусульманский странствующий монах, аскет.

Оливер Уэнделл Холмс (1809- 1894) — американский писатель, профессор анатомии и физиологии (прим. пер.).

Маулана Руми, Джалал-уд -Дин (1207-1273) — великий персидский суфийский Святой. Автор «Маснави», многими считающейся лучшей из когда-либо написанных духовных поэм. Его Мастером был Шамаз-и-Табриз. Как и все прочие великие суфисты, проповедовал Sultan-ul-Azkar, или йогу Звукового Потока.

Dharam Raj — Король Теней. Король-Судья. Божественный «счетовод». Держатель Равновесия, отправляющий правосудие над прибывшей душой; Его приговор зависит от дел, свершенных душой на Земле, и Он либо награждает, либо наказывает по Закону «что посеешь, то и пожнешь» или «око за око и зуб за зуб». Приговор Его абсолютно справедлив.

Лучезарная форма Мастера. Guru Dev — самосветящаяся астральная форма Мастера, встречающая ученика, как только он поднимется над телесным сознанием. См. книгу Сант Кирпал Сингха «Богочеловек», глава «Гуру Дэв» (Guru Dev).

Внимание — внешнее проявление души.

Единое Око» — Гуру Рам Дас говорит о «Едином Оке» следующее: «Мысли ежесекундно блуждают во все стороны, ибо не вошли в Тил» («Единое Око»). Тулси Сахиб заверяет нас, что «Тайна познания Бога открывается только тому, кто проник за Тил» (прим. пер.}.

Сознательный соработник Божественного Плана — человек, который видит, что в Творении всё вершит Бог и что сам он всего лишь марионетка, пляшущая по Воле Его.

Сач-Кханд — 5-я сфера Творения, сфера Истины, чисто духовная сфера. Местопребывание Позитивной Силы, первого и главного проявления Бога-Абсолюта. Цель достижения Святых и их учеников. Здесь достигаются полное освобождение от перевоплощений и вечная жизнь. Сач-Кханд неподвластен великому растворению Вселенной. Здесь заканчивается работа Гуру, и дальше (выше) душу ведет сам Бог.

Sat Purush — первое и главное проявление Бога-Абсолюта в Сач-Кханде; Ему подчинены как Сач-Кханд, так и все ниже находящиеся Вселенные; называется также Akal Purush и Sat Naam (Сат Наам).

Гордиев узел — узел, которым было привязано в древности дышло колесницы Гордия в храме Зевса на горе Гордиум (Галатия). Оракул предсказал, что тот, кто развяжет этот узел, будет владеть Малой Азией. Александр Македонский, дабы исполнить это пророчество, рассек узел мечом. Поэтому-то всякое запутанное дело называют гордиевым узлом. «Рассечь гордиев узел» означает одним решительным действием распутать дело.

Индивидуализированный дух — искра везде и всегда сущего Слова или душа, закованная в физическом, астральном, ментальном телах и эго, которое и создает в нем чувство самостоятельности, обособленности, индивидуальности или «я». Называется также «Джива», или неочищенная Душа {прим. пер.).

Высшая Сила — см. сноску 16.

Логос — 1) Слово. 2) По представлениям некоторых древних философов, разум, мысль Бога, выделившаяся для создания мира и управления им. Термин «Логос» употреблялся в древней философии и теологии и с различными изменениями встречается в индийской, египетской и персидской системах мышления.

Шива — один из трех членов индийской Троицы. Называется также Mahadeva, «великий Бог». Шива разрушает рожденное от зла. Разрушение — это прелюдия нового начала, поэтому его боготворят как творящее выражение Верховного Существа (Кирпал Сингх. Джап Джи, с. 144.).

«Self» — в данном переводе это слово будет переводиться как душа, «Внутреннее существо в нас», «себя», «индивидуализированный дух» и т. д.; см. сноску 55.

Кришна. Господь — автор известной «Небесной Песни» или «Песни Обожаемого», называемой «Бхагавад Гита», монументальной работы, касающейся исключительно запутанной проблемы Dharma (Жизненный Принцип. Карма наций и общества) в ее различных аспектах и содержащей ценные рассуждения (с различных точек зрения) в защиту справедливой войны.

Совершенство — только совершенный человек (душа, смывшая в Пар-Брахманде — четвертой сфере Творения — в озере Амритсар, последние следы греха) может предстать перед Совершенством, или Сат-Пурушем (первым и главным проявлением Бога-Абсолюта в пятой сфере Творения, или Сач-Кханде) и таким образом оказаться спасенной, иными словами — неподвластной законам перевоплощения и растворения Творения {прим. пер.).

Спасительный Жизненный Поток Шабда (Слово) — Поток, возвращающийся из Творения обратно к Творцу.

См. сноски 88 и 139.

Бхиик (Bhikha) — индийский Святой XVI века.

Chit-Akash — чистейшая суть разума, откуда произошли вибрации разума, приняв форму чувств, мыслей и действий.

Хранилище памяти — д-р биологических наук Ф. Е. Шипунов говорит следующее: «Волновая функция (составляющая Вселенную) определяет всю структуру и строит весь физический мир. Причем имеются такие волны, метрики которых равняются метрике Вселенной, то есть волна распределяется мгновенно в любую точку Вселенной. Слово ли произнесенное или событие запечатлеваются в любой точке Вселенной и навсегда» («Русская Жизнь», статья «Беседа», 6 декабря 1990 г.). Так создается хранилище (прим. пер.).

Pranas — Жизненные Силы, (Жизненный Поток, проявление первичной энергии, спущенной вниз по вибрационной шкале. Д-р Джулиан Джонсон. Путь Мастеров, с. 340), пронизывающие тело и контролирующие всевозможные физиологические процессы: дыхание, переваривание пищи. глотание, циркуляцию и т.д. Те, кто следует системе йоги Патанжали (Hatha yoga. Raja yoga и т.д.), контролируют pranas и используют их для изъятия души из тела. Исключительно трудный процесс.

Блаженный Августин — Аврелий Блаженный (354-430), один из известнейших Отцов церкви. Имел огромное влияние на дальнейшее развитие католической церкви и на все средневековое мировоззрение.

Шабд — см. сноску 16.

Прелюдия — вступление. В тексте подразумевается избавление от закона Кармы и соответственно от перевоплощений; достигается в 4-й сфере Творения — Пар-Брахманд.

Стальной портал — «Единое Око» (Третий глаз).

Dharma — справедливость как закон жизни. «То, что следует делать». Более подробно см. сноску 60.

Джап Джи — написана Гуру Нанаком (1469-1539) и послужила прологом «духовной сокровищнице сикхов «Гуру (Ади) Грант Сахиб», состоящей из 1400 страниц, собранной и составленной Гуру Арджан Дэвом (1563- 1606).

Великий учитель — Гуру Нанак.

Сидха — обладатель сверхъестественных сил.

Пир — духовный учитель ислама.

Сура — боги.

Натх — йог. Адепт йоги.

Бык — Дхаула, мифический бык, якобы поддерживающий Землю и небо.

Шастры — философские писания индуистов.

Веды — ранние книги о человеке и Божественном.

Смритис — древние Священные Писания индуистов.

68 мест паломничества — по индуистскому поверью, 68 мест паломничества смывают все греховные действия, и Гуру Нанак использует здесь это поверье.

Сахадж — состояние вечного блаженства, когда суета физической и астральной сфер, а также сферы разума со всеми их завораживающими картинами останется позади и великий Принцип Жизни окажется видимым внутри ; см. Джап джи, станс X, сноска 2.

Монада — теософский термин, означающий индивидуализированный дух, искру Божественного Огня.

Состоит из трех частей: дух, интуиция и интеллект, составляющих эго. См.: Артур И. Повелл. «Причинное тело», с. 79, изд. 1956 г.

Брахман (или Брахм) — Бог Брахманда, или трех нижних сфер Творения (Пин-Да, Анда и Брахманд), считается индуистами Всевышним Богом; Брахм не есть Брахма, творящая Сила индуистской Троицы.

Брахманд имеет форму яйца. Более подробно см. сноску 133.

Собственный опыт — медитация. Подъем духа над телесным сознанием (прим. пер.).

Великие Тайны — тайны потустороннего мира.

Жизненные потоки — Слово, жизненные силы, энергия, иными словами -Дух, ибо Дух (Слово) есть жизнь, источник жизненной силы (см. сноски 62 и 139) (прим. пер.).

Гуру Дэв — лучезарная, астральная форма Мастера. См. сноску 48.

Gurbhakti — полная преданность, вера и Любовь к Мастеру.

Даду (1544-1603) — мудрец из Ахмедабада. Отверг Веды и Коран. Считал, что Шива, Вишну и Брахма — обожествления человека. Отрицал касты и духовенство, проповедовал поклонение единому Богу, Творцу всего сущего.

Хафиз, Кваджа Сахиб (1320-1389) — великий персидский Святой-поэт. Родился в Ширазе. Хафиз — псевдоним, означающий: «Тот, кто знает Коран наизусть»; настоящее его имя: Шамз-уд-Дин Магомет. Великий суфи, его поэмы считаются одними из лучших в Персии.

Иные одеянья — астральное тело и причинное.

Люцифер — а) Поэтическое название утренней звезды, планеты Венеры; б) В Священных Писаниях блестящий, но гордый ангел, возмутивший против Бога других ангелов и за то свергнутый в преисподнюю; отсюда вообще — дьявол, злой дух.

Веспер — планета Венера, известная уже древним под именем «утренней и вечерней звезды», так как видна на небе только утром и вечером.

См. сноску 65.

Цирцея — в греческой мифологии дочь Гелиоса и Персеяды, волшебница, царица острова Эя; влюбилась в Одиссея и превратила спутников его в свиней.

С одного берега жизни на другой — от берега материального мира перейти к духовному (прим. пер.).

«Арендованный дом» — физическое тело.

Карма — действие. Этот термин индийской духовной мысли означает веру в то, что каждое наше действие определяет наше будущее не только в текущей жизни, но и в жизни предстоящей. Нет случайностей, есть только Карма. Человек целиком зависит от закона Действия и Последствия. И хотя духовное спасение невозможно получить без Милости Свыше, однако, как говорит Гуру Нанак, «мыдолжны заслужить эту Милость путем Кармы или действий в этой или последующей жизни».

Босуэлл, Джеймс (1740-1795) — автор биографии Сэмюэла Джонсона (1709-1784), известного

английского критика и историка литературы, составившего наиболее популярный в свое время словарь английского языка.

Восемьдесят четыре — см. с. 42 (прим. пер.).

Эта выдержка взята из индийской мифологии, возникшей за многие века до нашей эры. Если человек ведет себя хуже животного- в процессе дальнейшей эволюции ему потребуется (в следующей жизни) форма животного, соответствующая его поведению. Законы эволюции и вырождения (дегенерации) оба действуют в природе. Если человек провел свою жизнь достойно и благородно, как и полагается развитому человеку, то можно с абсолютной уверенностью сказать, что он никогда не вернется на уровень животного (Д-р Джулиан Джонсон. Путь Мастеров, с. 268.).

Арджуна — один из пяти братьев Пандавас. Герой Махабхараты. Именно ему даровал Господь Кришна учение, называемое Бхагавад Гита.

Пандавас — пять братьев Пандавас были сыновьями Панду, брата слепого короля Дритараштры из Хастина-пуры, сыновья которого звались Кауравас. Между Кауравас и Пандавас возникла война из-за наследства, называемая Махабхарата.

Dharam (Дхарма) — см. сноски 60 и 71.

Если человек считает, что он действует сам, он ответствен за свой поступок и набирает Карму Если же он видит действующую через него Высшую Силу и осознал себя всего лишь безвольной марионеткой во Власти этой Силы, он стал сознательным соработником Божественного Плана, не ответственным за свершенные через него действия, и потому не набирает Кармы.

Бхилы — первобытное племя, живущее в горах Винлхайа к северу от реки Нармада; известные стрелки из лука.

Вишну — второй бог индуистской Троицы. Поддерживатель и хранитель мира.

Немезида — богиня мщения в древнегреческой мифологии.

Живущий Совершенный Мастер — Мастер, который живет на Земле в данное время в отличие от ушедших Мастеров.

Король Теней — см. сноску 47.

Вода Жизни — Слово. Свето-Звуковой Жизненный Поток. Шабд, или Наам.

Фeнuкc — в египетской мифологии необычайной красоты птица, сгоравшая при приближении смерти и снова возрождавшаяся из своего пепла. Символ вечного обновления.

Цикута — яд, который по приговору суда выпил греческий философ Сократ.

Гурмук (gurmukh) — в буквальном переводе: тот, чье лицо повернуто к Гуру; тот, кто полностью отдал себя Гуру; тот, кем управляет Гуру; высокоразвитая душа, сбросившая с себя все три покрывала (физическую, астральную и причинную обертки) и достигшая 4-й сферы Творения, или Пар-Брахманда. Также говорится, что только Святой есть истинный Гурмук. Противоположность Гурмука — Манмук (manmukh), в буквальном переводе: тот, чье лицо повернуто к разуму, тот, кто слушает приказы разума, поклонник разума и мирских путей, — материалист.

Амар Дас — Гуру. Учил с 1553 по 1574 г. Третий Гуру сикхов, начиная с Гуру Нанака.

Музыка Жизни — см. сноску 16.

«Наше Мироздание — всего лишь один творящий Луч Света, исходящий из Абсолютного Бытия;

существуют другие творящие Лучи Света и, соответственно, иные Творения, о чем знают только Святые

степени Парамсант-Сатгуру». (Из частной беседы Роберта Редиин с Сант Кирпал Сингхом в 1970 г. в городе

Раджпуре, Индия.) (прим. пер.).

Дхарам Радж — см. сноску 47.

Брахман — то же, что Брахм. См. сноску 85.

Кармическое тело (Кагаn Sharir) — Семенное, или Причинное, тело, в котором хранятся семена всех действий. Все эти действия проявляются также и в низших телах.

Пылающими красками — иными словами, светом разного цвета, ибо чувства и мысли, будучи каждая вибрациями различных длин волн, имеют свой собственный и уникальный Свето-Цвет.

Астральный мир имеет семь подсфер. Кам Лок является первой и нижней подсферой и в с вою очередь делится на семь собственных подсфер. В верхней части астрального мира (седьмая подсфера) расположен великолепный город Тысячелепесткового Лотоса, или Сахансдел Канвал, в центре которого пылает колоссальное пламя, зачастую называемое Горой Света, окруженное тысячью лепестков Света различного цвета и оттенков. (Д-р Джулиан Джонсон. «Путь Мастеров», с. 376.)

Мыслеформы (Thought-forms) -любая мысль принимает форму в потустороннем мире. См.: К. Ледбитер. «Жизнь после смерти», глава X: «Мысли есть предметы».

Астральный мир.

Принц Сиддхартха Гаутама Будда (623-544 до н.э.) происходил из царского рода племени шакьев в Северной Индии; отказался от трона, стал нищим и достиг озарения. Его чтят как основоположника буддизма.

Dhamma — обуздание и сдерживание страстей и разума.

Dharma -дхарма; см. сноски 60 и 71.

Ahimsa — ахимза: отсутствие в мыслях, словах и делах насилия над всем, что существует.

Брахманд — причинная сфера, духовно-материальная. Подчинена закону распада и растворения Творения. Зачастую Брахманд означает все три нижние сферы Творения: физическую, астральную и причинную. Имеет форму яйца, находится ниже Пар-Брахманда.

«Ом» — в Брахманде выше города Света или Тысячелепесткового Лотоса, в сфере космического разума в районе крепостей раздается сквозь тучи цвета темно-красного перца глубокий, пульсирующий звук «Ом». (Д-р Джордж Арнсби Джонс. «Паломничество Джеймса», с. 54.)

Риши — в индуизме — вдохновенный поэт или мудрец.

«Тройной аспект Божества» детально описан в «Истории Эр», пересказанной Сократом на последних страницах его десятой книги диалогов «Республика», сохраненной Платоном.

Дxapaм-Kxaнд — первая, начиная счет снизу, сфера Творения, физический мир или сфера действия. Называется также Пинда.

Caч-Kxaнд — пятая сфера Творения. Сфера Истины. Описание ее и детали смотри с. 34-37 в «Джап Джи» или «Послание Гуру Нанака».

Сарам-Кханд — третья сфера Творения. Сфера разума, сфера экстаза, называемая также Брахманд.

Сила Слова — Свето-Звуковой Поток Жизни. Имеет два аспекта: творящий, негативный, идущий в Творение, и позитивный, поднимающийся из Творения обратно к своему источнику Всё в Творении движется по кругам.

Карам-Кханд- четвертая сфера Творения. Сфера Милости. Называется также Пар-Брахманд. Здесь находится — в ее нижней части (Dasam Dwar), при слиянии трех великих световых рек — озеро очищения, называемое Амритсар или озеро Нектара.

Vasnas — остаток следа мысли или действия.

Первая Великая сфера, считая сверху; если считать снизу, то Сач-Кханд окажется пятой сферой Творения.

Luciform body — светящееся тело.

Гуру Рам Дас (1534-1581) — четвертый Гуру сикхов. Был зятем и преданным учеником Гуру Амар Даса. Он отец и Мастер Гуру Арджана.

Булле-Шах, Кадири Шатари (1680-1758) — великий мистический суфийский поэт из Пенджаба. Его произведения считаются лучшими в литературе суфистов. Он был учеником Совершенного Мастера Шаха Инант Кадири.

Арш — рай.

Манав-Кендра — выстроенный Сант Кирпал Сингхом центр в предгорьях Гималаев. Центр становления человека. Там же были построены бесплатная школа для детей, госпиталь, библиотека и дома для престарелых, а также огромный бассейн размером с футбольное поле для снабжения окрестностей водой в случае надобности.

Комментарии отключены.