Как зафиксировать взгляд

В: Как зафиксировать взгляд, не напрягая глаза? У меня это не получается. Я фиксирую взгляд очень долго. Полагаю, что я слишком стараюсь, и глаза перенапрягаются.

Во время медитации мы не пытаемся увидеть что-то физическими глазами. Мы смотрим глазом души. Поэтому не стоит поднимать глаза вверх, в направлении лба, пытаясь что-то там разглядеть. Внутри мы видим тоже не физическими глазами, а внутренним глазом. Надо мягко закрыть глаза так, будто мы собираемся заснуть. Затем нужно смотреть внутрь, как мы это делаем дома, сидя перед телевизором, когда глаза прикованы к экрану. Во время медитации мы концентрируем взгляд перед собой на расстоянии восьмидесяти дюймов. Не должно быть никакого усилия. Медитация на Свете и Звуке — это усилие без усилия. Когда мы медитируем, не надо думать о том, что мы должны увидеть то или это. Во время медитации надо молиться Богу и просить его показать или послать нам то, что Он считает для нас лучшим. Надо сидеть с любовью так, будто мы представляем из себя пустую чашу, которая полностью открыта, чтобы Бог мог наполнить нас своим Нектаром. Не надо делать никаких усилий. Это усилие без усилий, когда мы сидим совершенно расслабленно. Мы закрываем глаза очень мягко и получаем опыт через внутренний глаз. Делая это еще и еще, мы увидим, что это очень легко. В самом начале, нам, возможно, захочется открыть глаза и почесаться. Это нормально и происходит со многими людьми, когда они только начинают медитировать. Поскольку тело и ум не хотят, чтобы мы концентрировались, они пытаются отвлечь нас тем или иным способом. Медитируя дольше, мы научимся концентрироваться и сидеть неподвижно и ничто уже не будет нас отвлекать. Мы привыкнем концентрироваться перед собой в середине того, что лежит перед нами. Мы не будем больше напрягаться. Мы будем просто наблюдать так, будто перед нами находится экран, и мы ждем начала фильма. Это убережет глаза от напряжения.

Когда мы садимся в медитацию, мы должны быть уверены, что глазные яблоки направлены вперед. Некоторые люди поднимают глазные яблоки в надежде, что им удастся добраться до того места, где расположена душа, однако, это можем привести лишь к головной боли. Вместо этого глазные яблоки должны быть расположены горизонтально. Если мы сделаем все именно так, то концентрация будет лучше. Чтобы развить способность смотреть прямо перед собой, можно воспользоваться следующим практическим упражнением: взять стул и поставить его в пяти или десяти футах от стены, сесть на него и нарисовать кружок на стене на уровне глаз. Затем смотреть на него минут пять. После этого можно закрыть глаза и проверить, остаются ли глазные яблоки на одном и том же уровне. Это поможет смотреть прямо перед собой, когда мы закрываем глаза. Мы заметим, что концентрация во время медитации автоматически улучшится. Это вопрос концентрации, однако, надо помнить, что это лишь упражнение для улучшения способности удерживать взгляд прямо перед собой, это не часть медитации, и оно не является обязательным. Это просто идея как научиться смотреть прямо перед собой, не поднимая глаза вверх в направлении лба во время медитации.

В: Это вопрос, касающийся техники медитации. Когда я медитирую, через какое-то время я расслабляюсь и, иногда, внимание начинает уходить в сторону. Затем внимание возвращается назад, а потом я ухожу в сторону снова. Где находится точка концентрации, к которой я должен стремиться? Это то место, куда я переместился, или это глазной фокус?

Надо вернуть внимание назад в глазной фокус и смотреть прямо перед собой, поскольку, когда внимание уходит в сторону, мы обнаруживаем, что дрейфуем в сторону мыслей. Мы не хотим дрейфовать к мыслям, мы хотим, чтобы внимание находилось там, где расположена душа, в глазном центре. Вот почему при медитации на Шабде так важно повторение пяти Святых Имен Бога, в случае медитации Джоти мы повторяем Имя Бога. Надо успокоить ум. Когда ум повторяет эти Имена Бога, он занят, и нам легче концентрироваться. «Дрейф» происходит, когда мы не сконцентрированы на третьем глазе и внимание уходит в другом направлении. Надо вернуть его назад как можно скорее. Мы хотим удерживать взгляд в центре того, что лежит перед нами, на расстоянии от восьми до десяти дюймов от нас.

В: Учителя Сант Мата говорят нам о том, что не надо концентрироваться на дыхании во время медитации на Свете и Звуке. Почему бы нам не заняться дыхательными практиками или упражнениями, такими, как Хатха Йога, когда мы медитируем на Свете и Звуке? Разве мы не достигнем такого же прогресса в медитации на Свете и Звуке, если мы будем практиковать Хатху Йогу или упражнения, во время которых мы концентрируемся на дыхании?

Цель практики Сурат Шабд Йоги или медитации на Шабде — соединить наш дух со Светом и Звуком Бога. Надо вывести сенсорные токи из окружающего мира и соединить их там, где расположена душа. Мы не должны касаться моторных токов. С помощью моторных токов работает физическое тело. Моторные токи контролируют работу дыхательной системы, циркуляцию крови, работу пищеварительной системы, рост ногтей и волос — все это необходимо, чтобы физическое тело функционировало. В соответствии с учениями Сант Мата медитационная практика — это вывод сенсорных токов. Поэтому дыхание идет нормально, так же, как это происходит, когда мы работаем в течение дня. Мы не концентрируем внимание на том, как и когда происходит следующий вдох. Мы не обращаем внимание на то, как бьется сердце и как циркулирует кровь. Когда мы медитируем, внимание должно оставаться точно таким же — без концентрации на дыхании.

Что касается Хатха Йоги, я полагаю, что очень важно понять, почему люди занимаются Хатха Ио-гой. Если вы выполняете упражнения Хатха Йоги для того, чтобы получить духовный опыт и используете эти упражнения в Сурат Шабд Йоге, то это не приведет вас к прогрессу в медитации на Шабде. При получении посвящения нам объясняют очень четко, что если мы практикуем Сурат Шабд Йогу, то нам не стоит смешивать это с любой другой техникой. Таким образом, если вы возьмете дыхательные техники Хатха Йоги и соедините их с техниками медитации на Шабде, то есть с выводом сенсорных токов, то вы приостановите свой прогресс. Но если вы занимаетесь Хатха Йогой для того, чтобы быть в хорошей физической форме и делаете это вне связи с Сурат Шабд Йогой, тогда вреда не будет.

Мы знаем, что физическое тело также требует того, чтобы о нем заботились. Нам лишь надо понять, что мы занимаемся Хатха Йогой, потому что хотим содержать тело в хорошем состоянии, и мы занимаемся медитацией на Шабде для того, чтобы соединить душу с божественным Светом и Звуком и подняться над сознанием тела для путешествия назад к Богу.

Нам надо понять, что у каждого человека есть определенное количество времени в течение дня, которое мы можем посвятить себе. Мы тратим время на то, чтобы одеться, принять ванну, поесть, добраться до работы, работать, отдохнуть и поспать. Большая часть времени уходит именно на это. Остается всего несколько часов, которые мы можем использовать в любом направлении. Заботиться о здоровье тела — это нормально. Чем бы мы ни занимались — аэробикой, Хатха Йогой, другими физическими упражнениями, спортом, все это — хорошо, поскольку поддерживает тело в хорошей форме. Если мы практикуем Хатха Йогу именно ради этого — это хорошо. Но следует также понять, что время, принадлежащее лично нам, ограничено. Поэтому, если вам рекомендовали заниматься упражнениями один час — это вполне нормально. Но если мы тратим на физические упражнения четыре или пять часов, у нас не остается времени для чего-либо другого. Поэтому нам надо найти правильный баланс.

Святые всегда говорили, что медитация дает нам истинную помощь, это упражнение помогает духу. Медитация на Шабде помогает нам соединиться с божественным Светом и Звуком внутри. Дух получает питание и помощь. Когда мы медитируем и входим внутрь, мы обретаем самую лучшую духовную форму. Таким образом, если Хатха Йога практикуется нами лишь для хорошего физического состояния тела, тогда все в порядке. Но, пожалуйста, не пользуйтесь ею, полагая, что это способ ускорить свой духовный прогресс и не смешивайте дыхательные упражнения с техниками медитации на Шабде. Если вы будете это делать, вы не достигнете результатов в такой медитации.

Все это можно сравнить с экспериментом. Предположим, что мы проводим эксперимент в области физики или химии в школьной лаборатории. Если мы проводим эксперимент правильно, то получаем ожидаемый результат. Аналогично, медитируя на Свете и Звуке Бога, мы должны все делать правильно, в соответствии с изложенным методом, не примешивая в практику другой процесс или систему. Когда мы медитируем так, как было предписано, мы получаем желаемые результаты, и это ускорит наш духовный прогресс..

Комментарии отключены.