Практика симрана и бхаджана

В: Разве это возможно повторять симран в течение дня, когда мы не сидим в медитации, а заняты другой деятельностью? Как можно делать то и другое одновременно?

Святые всегда говорили, что если мы заняты чем-то, что не требует интеллектуальных усилий, например, когда мы ведем машину или делаем что-то руками, надо повторять симран. Те, чье внимание активно сконцентрировано на Боге, могут повторять симран, занимаясь разного рода деятельностью.

Мы слышали о святых, медитировавших с открытыми глазами. Кажется, что медитировать с открытыми глазами невозможно, поскольку то, что мы видим, отвлекает. Однако, если внимание сконцентрировано, ничто уже не отвлекает нас и мы можем повторять симран, занимаясь и другой деятельностью. Когда мы начинаем осваивать практику симрана, надо делать что-то одно. Мы можем повторять симран и делать что-то еще, например, работать руками. Когда мы научимся повторять симран и одновременно заниматься чем-то другим, можно попробовать заниматься какой-то другой деятельностью, например, идти или делать упражнения. Нужна практика и концентрация. С помощью практики мы можем достичь больших успехов.

В: Что делать, если мы повторяем симран, но в это время появляется Звук; или если мы заняты бхаджаном и неожиданно видим внутри Свет?

Медитируя, мы используем две различные техники: медитация на внутреннем Свете или симран и медитация на внутреннем Звуке или бхаджан, во время которого мы слушаем нежные симфонии божественного Звука. Когда мы слушаем Звук или выполняем практику бхаджана, мы можем услышать множество различных Звуков, это может быть звук колокольчиков, большого колокола, раковины, грома, барабанов, вины, волынок, флейт и другие внутренние Звуки. Звуки, которые мы слышим и Свет, который видим вначале — это отражение Звуков и Света внутренних планов.

Когда мы выполняем бхаджан и слышим Звуковой Ток, надо удерживать внимание на Звуке. Не нужно повторять симран, когда мы слушаем Звуковой Ток. Симран, или повторение пяти Святых Имен Бога, выполняется только тогда, когда мы медитируем на божественном Свете. Если же, выполняя бхаджан, мы видим Свет, не надо обращать на него внимание, но продолжать концентрироваться на Звуке, идущем с правой стороны.

Когда мы выполняем бхаджан, наша цель — услышать Звук, при этом мы не повторяем симран, поскольку Звуковой Ток автоматически овладеет нашим вниманием и поднимет душу вверх. При выполнении бхаджана не надо идти за Звуком. Мы можем слушать Звук, идущий с правой стороны. На самом деле он идет сверху, но поскольку мы привыкли слышать справа или слева, у нас складывается впечатление, что звук идет справа. Этот Звук поднимет нас вверх. Надо удерживать внимание на Звуке, и он автоматически поднимет нас.

Кроме того, если, выполняя бхаджан, мы начинаем видеть Свет, не надо обращать на него внимание. Скорее, нам следует продолжать концентрироваться на Звуковом Токе, который мы слышим.

Если же мы выполняем симран, и начинаем слышать Звуковой Ток, не следует слушать Звук, но продолжать концентрироваться на Свете.

Не стоит также прерывать медитацию и переключаться с одного на другое, например, если Свет появляется во время бхаджана, а Звук во время симрана. Нам надо придерживаться выполнения одной практики все то время, которое на нее отведено. Мы концентрируемся на Звуке во время бхаджана и на Свете во время выполнения симрана. Таким образом, мы можем довести до совершенства обе практики, оставаясь сконцентрированными на той, которую мы начали делать. Каждый день следует уделять время обеим практикам.

В: У меня есть проблема, заключающаяся в том, что во время выполнения бхаджана я слышу Звук, идущий с обеих сторон. Я пытаюсь найти выход из этого положения и избавиться от этого.

Это выглядит так, будто вы слушаете стерео! Похоже, что вы слушаете так, как это должен делать музыкант, поскольку музыка звучит с двух сторон, но это не совсем то, что нам надо делать во время выполнения практики бхаджана. Когда мы сидим в бхаджане, глаза расслаблены, как и в симране, но мы ни на что не смотрим. Мы просто сидим в расслабленной позе и ждем того момента, когда мы услышим Звук. В начале кажется, что Звук идет с правой стороны. После этого у нас появляется стремление овладеть вниманием и передвинуть его вправо. Но как только мы это делаем, Звук начинает исчезать. На самом деле Звук не идет с правой стороны. Он идет сверху, но поскольку в течение дня мы привыкли слушать внешние звуки ушами, нам кажется, что Звук идет справа. Если удерживать внимание на Звуке, не следуя за ним вправо, он начнет приближаться. Мы обнаружим, что Звук идет из середины или сверху, и он поможет душе достичь высших уровней сознания.

Вы спрашиваете, почему нам кажется, что Звук идет слева? Нам надо понять, что когда мы соединяемся с божественностью внутри себя, ум начинает раздражаться. Дом ума находится на третьем плане, поскольку он является частью или агентом поддерживающей силы, известной под именем Кал, под чьей юрисдикцией находятся три низших плана. Он не хочет, чтобы мы вышли из-под его власти. Три низших плана — физический, астральный и причинный, известные на Востоке как Пинд, Анд и Брахманд подчинены Калу. Кал хочет, чтобы три низших плана были заселены. Предположим, что существует суперправитель, владеющий огромной территорией. Ему приходится управлять многими вещами. И что же он делает? У него есть помощники и он говорит: «Иди и позаботься об этой области». Другому помощнику он говорит: «А ты иди и займись той областью». Третьего помощника он посылает в третье место. Когда правитель передает всю власть своему помощнику для того, чтобы тот занимался какой-то областью, этот человек хочет, чтобы его территория увеличивалась; он не хочет, чтобы она сокращалась. Если территория этого человека сокращается, то и власть его также уменьшается. Например, в какой-то компании вице-президент по маркетингу хочет обладать большим влиянием, чем тот, кто отвечает за производство. Тот, кто отвечает за производство, хочет иметь больший вес, чем тот, кто занят административной деятельностью. Человек, занимающийся административной деятельностью, также хочет расширить свою деятельность и заниматься не только изучением и развитием штата сотрудников. Каждый хочет, чтобы его империя росла. Люди знают, что если область их деятельности начнет сокращаться, глава компании может сказать: «О, он нам не нужен. Давайте закроем весь его департамент».

Аналогично, Кал правит тремя низшими планами. По какой-то причине Бог отдал Калу души, чтобы тот мог населить эти планы. Кал беспокоится о том, что если одна из этих душ уйдет из трех низших планов, то одной душой там станет меньше. Кала беспокоит то, что три низших плана могут начать терять души. Поэтому он старается изо всех сил удержать души на этих трех низших планах.

Когда мы пытаемся медитировать, Кал начинает посылать нам проблемы, поскольку понимает: «Эта душа соединена с Богом и как только связь станет более прочной, она уйдет с этого плана». Например, существует история о волынщике, за которым следовали все, когда он играл; аналогично, когда мы соединяемся с внутренним Светом и Звуком Бога, наша душа может следовать за Током, как люди следовали за волынщиком, — назад к своему Источнику. Таким образом, Кал не может удержать душу на своей территории. Поэтому он хочет пресечь это. Кал знает, что чем крепче становится связь с Богом, тем более завершенным будет внутренний опыт, его нельзя будет сравнить с тем, что Кал может предложить на своей территории, мы же будем становиться все более счастливыми. Стремление души к все большему блаженству, получаемому от Звукового Тока, будет расти. Мы будем хотеть большего. Чтобы мы не обращали внимание на Звуковой Ток, Кал с самого начала создает нам различные проблемы. Из-за сложностей, созданных им, мы говорим: «Медитация трудна. Мы не можем сидеть. Появляется так много мыслей. Я хочу слушать Звук, идущий справа, но он появляется слева и это меня беспокоит. Забудем об этом». Вот почему Кал создает нам столько проблем. Одна из них заключается в том, что он посылает нам Звуки, тянущие вниз, чтобы мы не могли подняться. Мы пытаемся услышать Звук, идущий справа, поэтому Кал посылает звук слева, чтобы запутать нас. Мы говорим: «Слушать ли нам это, или слушать то?» Ситуация похожа на ту, когда мы пытаемся настроиться на определенную радиостанцию, но в это время включается совсем другая. Она перекрывают звук первой радиостанции. Когда кто-то хочет, чтобы их слушало большее количество людей, они просто перекрывают частоту. То же самое пытается сделать и Кал. Мы должны с этим справиться.

Я бы предложил следующее. Хотя симран и не является частью практики бхаджана, усовершенствовав симран, мы ослабим влияние ума. Есть еще одна вещь, которую мы можем сделать: повторять пять Заряженных Имен пятнадцать-двадцать минут перед тем, как заснуть, вне связи с деятельностью в течение дня и с регулярной медитацией. Нам надо просто повторять симран в течение пятнадцати или двадцати минут в дополнение к обычной медитации. На следующий день вы обнаружите, что это улучшило обе практики — медитацию на внутреннем Свете и медитацию на внутреннем Звуке, так как сила концентрации возросла.

Поняв, что пытается сделать Кал, мы будем лучше понимать его уловку со Звуком с левой стороны, и уже не попадем в эту ловушку. Хотя мы и стараемся слушать Звук, концентрация должна быть совершенной. Чем сильнее концентрация, тем легче нам будет настраиваться на божественную Силу внутри. Мы можем использовать возросшую способность концентрации для того, чтобы оставаться сосредоточенными на Звуке, исходящем справа.

 

В: Если мы повторяем симран весь день вне медитации, означает ли это, что мы уделяем больше времени симрану чем бхаджану?

Время, проведенное в практиках симрана и бхаджана, должно быть примерно одинаковым. Если мы повторяем симран весь день, занимаясь повседневными делами, это время не засчитывается в медитационную практику симрана. Мы засчитываем лишь то время, когда мы действительно неподвижно сидим в медитационной практике, с закрытыми глазами, со взглядом, сконцентрированным перед собой и мысленно повторяем симран.

Симран в течение дня — это деятельность, помогающая нам в медитации, поскольку он концентрирует нас на Боге в течение всего дня. Мы можем выполнять эту часть практики симрана, когда мысленно повторяем Имена в течение дня, занимаясь делами этого мира.

Если мы повторяем симран, когда мы не заняты умственной деятельностью, а, например, физической, тогда внимание будет концентрироваться на Боге гораздо легче, во время медитации в практиках на Свет или на Звук.

 В: Можно ли услышать Звуковой Ток, когда мы не выполняем бхаджан?

Да, много раз мы слышим божественный Звуковой Ток, даже когда не выполняем бхаджан. Когда мы просто ходим или встаем утром, в зависимости от состояния или развития души, мы можем услышать Звуковой Ток. Если внутренний Звук появляется в течение дня, когда мы не находимся в практике — пусть он продолжается. Он не отвлечет нас.

В: Если я выполняю симран и одновременно слышу внутренний Звук, что мне делать?

Иногда, когда мы сидим в симране, мы слышим божественный Звуковой Ток. Почему? Звуковой Ток находится внутри нас постоянно. Но нам не надо обращать внимание на Звук во время практики симрана. Если Звук появляется во время симрана или практики на Свете, не концентрируйтесь на нем; наоборот, удерживайте внимание на Свете, если вы медитируете на Свет.

В:  Если мы выполняем симран и слышим или нас беспокоят другие внешние звуки, надо ли остановиться и закрыть уши, используя наушники или пробки для ушей, чтобы блокировать звуки и ничего не слышать?

Если мы выполняем практику симрана и слышим внешние звуки, не стоит прерывать медитацию, менять позу или пытаться избавиться от внешних звуков, поскольку это отвлечет внимание. Надо продолжать практику, концентрируясь на симране и глядя внутрь на внутренний Свет. Надо научиться не слышать внешних звуков. Как только нас начнет поглощать то, что находится внутри, мы уже не будет слышать окружающих звуков.

В: Почему надо сидеть в бхаджане именно в этой позе?

Причина, что мы сидим в бхаджане именно в этой позе заключается в том, что нам надо избавиться от внешних звуков, чтобы сконцентрироваться на Звуке внутреннем. Обычно, независимо от того, где мы находимся, нас сопровождают постоянно продолжающиеся внешние звуки. Например, может работать кондиционер, мы слышим, как дует ветер и поет сверчок или нас окружают какие-то другие звуки. Трудно найти место, где бы не было внешних звуков. Для того, чтобы развить концентрацию на внутреннем Звуке, надо полностью освободиться от звуков внешних. Мы делаем это для того, чтобы нас ничто не отвлекало. Ключ в том, чтобы достичь состояния покоя и мира, поэтому не должно быть никаких отвлекающих звуков. Как только мы достигаем состояния покоя, сенсорные токи собираются там, где расположена душа, и мы погружаемся в то, что испытываем внутри. Когда мы уже сконцентрированы внутри, нам не надо больше избавляться от внешних звуков. Этот способ применяется лишь на начальных этапах, для достижения лучшей концентрации. По мере развития мы уже способны отличить внутренний Звук от внешнего и концентрация на внутреннем остается стабильной.

В истории сохранилась информация о душах, настолько развитых, что они слышали Звуковой Ток постоянно, не пытаясь избавиться от внешних звуков. Эти люди закрывали глаза и слышали Звук вне какой-то специальной позы.

То же происходит и с глазами во время практики симрана. Зачем мы закрываем глаза, когда садимся, чтобы получить опыт Света? Мы делаем это затем, чтобы никакие отвлекающие моменты извне не входили через сетчатку в мозг.

Можно привести много примеров, когда люди получали внутренний опыт с открытыми глазами. Существует пример и из жизни Сант Даршана Сингха Джи Махараджа. Однажды его Учитель, Хазур Баба Саван Сингх Джи Махарадж дал ему даршан, продолжавшийся долю секунды, когда он покидал ашрам. Сант Даршан Сингх Джи сказал, что он получил всего один взгляд милости, но форма Хазура оставалась с ним много дней, хотя глаза его были открыты. Это начиналось с утра, когда он просыпался и продолжалось весь день, пока он ходил, занимался и шел в школу. Куда бы он ни шел, форма Учителя всегда была с ним, хотя глаза его были открыты. Успех зависит от концентрации, способности собрать внимание в одной точке.

Когда мы садимся в медитацию на божественном Свете, мы закрываем глаза, чтобы нас, не отвлекало ничто. Если мы садимся слушать божественный Звук, мы закрываем уши, чтобы нас не отвлекали внешние звуки. Поэтому я предлагаю вам сидеть на Звук в предложенной позе, избавившись таким образом от внешних звуков, и слушать Звук внутренний. Если мы выполняем симран, надо закрывать глаза, чтобы освободиться от внешнего света и стараться сконцентрироваться на внутреннем Свете.

В: Я живу в шумном месте и я не знаю, идет ли звук, который я слышу снаружи или изнутри. Как мне в этом разобраться?

Это одна из основных причин, почему мы просим людей блокировать звуки во время практики бхаджана, чтобы можно было сконцентрироваться на Звуке, идущем изнутри..

Комментарии отключены.