ЗАКОН ДЕЙСТВИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ — 1

Не обманывайтесь,

Бог поругаем не бывает:

Что посеет человек,

то и пожнет.

Послание к Галатам VI:7

 Сталкиваясь со сложными проблемами современной жизни, человек ищет выход. Однако, куда ни повернись, Путь Наверх закрыт невидимыми барьерами. Почему в мире существует нера­венство? Почему человеку закрыт путь в Его Истинный Дом — обитель его Небесного отца? Почему человек не может искупить неизвестное ему прошлое? Куда ему обратиться за Спасительным Светом “чистой Науки Бытия” ? Все эти вопросы ведут любозна­тельный ум к исследованию универсального Закона действия и вызываемых им последствий.

Термин “Карма” часто встречается в различных индийских религиозных и философских трудах. И действительно, это слово настолько часто употреблялось священниками и проповедниками, что многие считают Карму препятствием на пути духовного спа­сения. Поскольку Запад слабо разбирается в том, что представ­ляет собой Карма, этот термин обычно употребляется без доста­точных пояснений. Все Учителя, не достигшие высших уровней, говорят об освобождении посредством деятельности, свободной от привязанностей, при отсутствии желания пожать плоды этой деятельности. Однако это лишь часть истины и половина знания.

Ум привык вкушать плоды своей деятельности. Разве может он расстаться с этой привычкой? До некоторой степени дисцип­линируют ум умственные и физические упражнения или Садхан. Однако, в конечном итоге, привычка ума получать удовольствие от своей деятельности проявится снова. Ум может расстаться с мирскими удовольствиями лишь в том случае, если получит еще большее удовольствие.

Святые получают гораздо более сильное удовольствие — со­стояние восторженного блаженства, которое возникает от кон­такта с Наамом, т.е. Словом или Божественным Звуковым Прин­ципом, отвлекающим ум от этого мира. Ум имеет привычку гонять­ся за вещами и объектами, существующими в этом мире, постоянно перескакивая с одного на другое. Это не означает, однако, что нам следует попытаться остановить его движение, тем более, что оно является для него совершенно естественным, но мы должны изме­нить направление этого движения: не вниз, к внешнему миру, а вверх к миру внутреннему. Это означает, что блуждающий ум будет оседлан, а ментальная энергия направлена в нужное русло, что и обеспечит нам постоянный и прочный успех. Этого можно достичь с помощью регулярной практики погружения в Наам. Это единственный способ, с помощью которого можно дисциплиниро­вать ум и, сублимируя ментальные токи, постепенно сделать его безвредным. И тогда Душа осознает себя и сможет беспрепятст­венно следовать к своему первоисточнику — Сверхдуше или Вседуше. Таким образом, Святые, сами прошедшие этот путь — Путь Сурат Шабд Йоги, Погружения в Святое Слово или Священный Звук, могут не только дать нам возможность освободиться из кармического круга последствий, но и обеспечат доступ в Царство Божие, находящееся внутри нас.

Теперь возникает вопрос: Как ликвидировать или нейтрали­зовать Карму? В лабиринте Природы, с которым мы неразрывно связаны, есть выход для тех, кто действительно стремится к самопознанию и Богореализации. Выход из непроходимых джун­глей Кармы, существующей с незапамятных времен, может быть найден, благодаря милости Истинного Учителя. Приняв нас к себе, и дав нам контакт с Вечным Святым Словом или Звуковым Током, Он выводит нас за пределы досягаемости Ямы, ангела смерти, представляющего негативный аспект Высшей Силы и вершащего справедливость во Вселенной — каждому по его деяниям.

Любое действие живого существа, независимо от того, созна­тельно или бессознательно оно совершено, будь оно в латентном состоянии, в форме мысли, ментальной вибрации, слова или фи­зического действия — все являет собой Карму.

Чтобы термин Карма не приводил читателя в замешательство, следует разобраться в его значении, а также и в том, в каком именно контексте оно употребляется.

Первоначально слово Карма означало жертвенные обряды и ритуалы или Йаджны, совершавшиеся людьми в соответствии с предписаниями Священных текстов. Однако позже, значение это­го слова расширилось и стало включать в себя такие очищающие человека и общество добродетели как правдивость, чистота, воз­держание, сдержанность, ахимса, любовь ко всем, бескорыстное служение, а также любую благотворительную и филантропиче­скую деятельность. Иными словами, стали придавать большое значение развитию Атамгун, и направляли ментальную энергию в правильном направлении — на то, чтобы освободить атман, т.е. дух, пребывающий в рабстве.

Как правило, Кармы подразделяются на запрещенные, разре­шенные и рекомендуемые. Все Кармы, оказывающие деградирующее действие (Нашедх), относятся к запрещенным, так как по­творствовать порокам — грех, а платой за грех является смерть. Эти Кармы называются Кукармами или Викармами. Далее следуют Кармы, оказывающие на человека возвышающее дейст­вие и помогающие ему достичь более высоких уровней, таких, как Сварг, Баилкунт, Бахист или рай. Эти Кармы, называемые Сукамами или Сукармами, выполняются в целях достижения каких-то благородных целей, что, само по себе, допустимо и разрешено. И, наконец, существуют кармы, исполнение которых является обязательным для всех людей, принадлежащих к раз­личным варкам или социальным кругам, так как это рекоменду­ют Священные рукописи. Это Брахманы, или духовенство, те, кто занят изучением Священных рукописей и разъяснением их смысла. Это Кшатрии — воины, состоящие в вооруженных силах, дейст­вующих в целях защиты. Вайшьи — те, кто занят коммерцией или сельским хозяйством, а также Шудры, то есть люди, служа­щие трем вышеупомянутым классам на разных стадиях человече­ской жизни. Эти стадии называются Ашрамами: Брахмачарья, Грехаста, Ванпраста и Саньяс. Они примерно соответствуют различным периодам обучения: семейная жизнь мирского челове­ка, аскетический период отшельничества, когда человек проводит жизнь в глубокой медитации в лесном уединении и, наконец, период духовного паломничества — время отдать людям плоды своего жизненного опыта. Каждый период занимает 25 лет, исхо­дя из того, что примерная продолжительность жизни человека — 100 лет. Вышеперечисленные Кармы носят название Нетья, их выполнение обязательно для каждого человека, независимо от того, к какому классу он принадлежит и какой период жизни проходит.

Являясь кодексом морального поведения, закон Кармы ока­зывает благотворное влияние на материальное и моральное бла­гополучие человека на Земле, а также прокладывает путь к лучшей жизни в будущем. Во всех четырех сферах человеческой жизни: светской, материальной или экономической, религиозной и духовной, обозначаемых терминами Кама (исполнение жела­ний), Арта (экономическое и материальное благополучие), Дхарма (моральная и религиозная основа, поддерживающая Вселенную) и Мокша (спасение) — поступки или Кармы играют чрезвычайно важную роль. Конечно, именно моральная чистота является движу­щей силой в достижении успеха. Для того, чтобы Кармы приносили желательные результаты, они должны совершаться с целенаправ­ленным вниманием, любовью и преданностью.

Кроме вышеперечисленных, существует еще один вид Кармы Ниш-кама Карма, то есть Карма совершаемая без привязанно­сти к ее результатам. Этот вид Кармы — высший по сравнению с остальными, являющимися, в большей или меньшей степени, ис­точниками рабства, помогает освободиться от кармической зави­симости, но не от кармического эффекта. Следует отметить, что сама по себе Карма не вызывает последствий. Лишь Карма, явля­ющаяся результатом желания, т.е. Кама, ведет к рабству. Вот почему Моисей учил “Не желай”, а Будда и десятый Гуру Сикхов — Гуру Гобинд Сингх — неоднократно подчеркивали необходи­мость отсутствия желаний. Карма, таким образом, является как средством достижения цели, так и результатом всех человеческих стремлений. Именно с помощью Кармы можно покорить и трансцендировать ее. Любая попытка перешагнуть через Закон Кармы столь же тщетна, как попытка переступить собственную тень. Высшее достижение — быть Hex-Карма, или Карма-Рехат, то есть выполнять Карму в соответствии с Божественным замыс­лом, став сознательным соисполнителем Божественной воли. Это означает, что человек не должен считать себя выполняющим действие, но ощущать себя лишь неподвижной точкой в вечно вращающемся Колесе Жизни.

Итак, термин “Карма” отличается от слова Карма. “Карма” — санскритский термин, означающий действие или поступок, а также ментальные вибрации и произносимые слова, в то время как Карма — персидское слово, означающее доброту, сострадание и милосердие.

Теперь поговорим о сущности Кармы. Из философии джайнов следует, что как физическая, так и психическая Кармы — мате­риальны и соотносятся между собой как Причина и Следствие. В тонкой, психической форме материя пронизывает весь Космос. Она проникает и в душу вследствие взаимодействия души с материей. Таки образом джива, подобно птице, строит себе гнездо, окружая себя Карман — Шриром, то есть тонким телом и пребывает в нем до тех пор, пока эмпирическое “Я” не деперсонализируется и не станет чистой душой, излучающей свой перво­зданный яркий свет.

Карман — Шрира или кармическая оболочка, окружающая душу, состоит из восьми практит, соответствующих восьми ви­дам кармических атомов, которые вызывают разные последствия. Последствия могут быть двух видов: к первому относятся Кармы, мешающие правильному видению, например Даршан — аварна, которые препятствуют правильному восприятию в целом, Джанан — аварна — мешающие верному пониманию, Веданья — затемняющие естественную, полную блаженства природу души и вызывающие приятные или болезненные ощущения, а также Моханья — препятствующие истинной вере и правильному поведе­нию. Эти Кармы действуют как дымчатые очки, через которые мы наблюдаем окружающий мир. Поэтически жизнь может быть изображена как “купол из цветного стекла”, затемняющий белое сияние Вечности.

Существуют также Кармы, делающие человека таким, каков он есть, так как именно они определяют телосложение, продол­жительность жизни, социальное положение, уровень духовного развития. Эти виды Кармы известны, соответственно, как Наман, Айюс, Готра и Антрайа.

Кроме того, существует большое количество видов и сотни подвидов вышеупомянутых Карм.

Кармические частицы, существующие в Космосе, волей-нево­лей притягиваются каждой душой, в зависимости от того, в какой вид деятельности она вовлечена. Этот постоянный приток Кармы можно приостановить, освободив душу от всякой деятельности тела, ума и органов чувств и сконцентрировав ее в центре между двумя глазами. Запас накопленных Карм можно уменьшить прак­тикуя посты, тапы, садхьяю, еайрачью, ирашчит, дхьян и т.д., то есть через аскетизм, чтение духовных книг, непривязанность к мирской жизни, раскаяние и медитацию.

Будда также придавал большое значение постоянной борьбе за полную победу над Законом Кармы. Настоящее предопределено прошлым, будущее же зависит от нас, от направляющей воли каждого индивидуума. Время — непрерывно и бесконечно: про­шлое неудержимо ведет к настоящему, а настоящее — к будущему. Карма перестает действовать только с достижением высшего состояния ума, находящегося за пределами добра и зла. С реали­зацией этого идеала, всякая борьба прекращается, так как что бы освобожденная личность ни совершала — она совершает это без привязанности. Вечно вращающееся Колесо Жизни получает импульс от кармической энергии и, когда эта энергия истощается, гигантское Колесо Жизни замирает, и человек достигает точки, в которой пересекаются время и вечность. Эта точка находится в постоянном движении, но центр ее абсолютно неподви­жен. Карма дает ключ ко всем жизненным процессам и сознание человека продвигается от одного уровня к другому, пока он не станет истинно пробужденным существом или Буддой (Будда — просветленный человек, видящий Священный Свет). Для Будды Вселенная была не просто механизмом, а Джарма — Кайей, то есть телом, в котором пульсирует Дхарма или жизнь, являюща­яся одновременно ее основой.

Говоря более коротко, Закон Кармы — это строгий и неумоли­мый Закон, избежать его невозможно, так как для него нет исключений. Что посеешь, то и пожнешь — это очень древняя аксиома, являющаяся главным принципом земной жизни. Этот принцип действует и на некоторых более высоких физико-духов­ных уровнях в соответствии с их плотностью и особенностями. Карма — высший принцип, ему подчинены и боги и люди, ибо даже боги, рано или поздно, оказываются в его власти. Боги и богини, существующие на различных уровнях мироздания служат в своих небесных сферах гораздо дольше, чем люди, но все равно, в конеч­ном итоге, им приходится реинкарнироваться в человеческие тела, чтобы достичь полного освобождения от кармического круга рож­дений.

Все деяния, действия и поступки являются ключевым меха­низмом Божественного Плана, целью которого является поддер­жание Вселенной в идеальном порядке. Никто не может остаться без какой-либо умственной или физической работы даже на одно мгновение. Каждый человек постоянно думает о том, что надо сделать то или это. Человек никогда не бывает свободен от мыслей и не может остановить автоматическое функционирование орга­нов чувств, глаза его не могут не смотреть, а уши — не слушать; и хуже всего то, что нельзя, подобно Пенелопе, отменить то, что уже совершено. Раскаяние — хорошее чувство, однако оно не в состо­янии изменить прошлого. Все хорошее и плохое, что человек думает, говорит или делает оставляет глубокий отпечаток в его уме, и эти аккумулированные впечатления решают судьбу инди­видуума. О чем человек думает, тем он и станет. Что у человека на уме, то и на языке. Каждое действие влечет за собой опреде­ленные последствия — таков Закон Причины и Следствия, суще­ствующий в Природе. Поэтому человеку приходится пожинать плоды своих действий, а уж сладки они или горьки, это уж как получится — нравится нам это или нет.

Неужели от этого нет никакого средства? Неужели человек лишь игрушка в руках судьбы или рока и путь его полностью предопределен? Есть две стороны вопроса. До определенной степе­ни человек — свободен и, в пределах этой свободы, может сам, если захочет, руководить своей жизнью, определяя будущее и, в значи­тельной степени, формируя настоящее так, как он хочет. Воору­женный живущей в нем душой, тождественной Создателю, чело­век могущественнее Кармы. Бесконечность, присутствующая в нем, помогает трансцендировать недостатки конечного. Свобода действия и кармическая зависимость — это два аспекта сущест­вующей в человеке реальности. Лишь механическое и материаль­ное подвержено кармическим ограничениям, однако реальный, несущий жизнь дух, трансцендирует все и едва ли зависит от кармического бремени, если он действительно погружен в Боже­ственность. Как же обрести свою реальную форму — Атман? Вот чему необходимо научиться, если мы хотим найти выход из всепокрывающей кармической паутины.

Основная наша проблема заключается в том, что мы не думаем о том, что делаем. На каждом шагу собираем мы кармические частицы, совершенно не осознавая того, что существует сила, ведущая счет тому, что мы думаем, говорим и делаем. Известный мыслитель, Томас Карлейл, говорит: “Глупец, неужели ты дума­ешь, что если здесь нет Босвелла, который отметил бы твою тарабарщину, то она умрет и будет похоронена? Ничто не умирает, ничто и не может умереть. Любой пустяк, произнесенный тобой — есть зерно, посеянное во времени, которое проявится в Вечности”. Эсхил, отец греческой драмы, живший в дохристианскую эру, говорит нам:

Глубоко в аду, смерть направляет путь человека,

Осуществляя суровый и строгий контроль;

И нет никого, кто мог бы силой или деяньем,

Избежать пристального взгляда Смерти

На то, что происходит в сердце.

Эвмениды.

Теги статьи:

Комментарии отключены.